В древности в Китае было поклонение божеству Тянь (небо). Отсюда понятие «Поднебесная» или «Поднебесная империя» (Тянься), а император именовался сыном неба (Тяньцзы). Позднее у тюрков и монголов было поклонение божеству Тенгри (небо). Монголы его переняли у китайцев? И само понятие тянь-тенгри куда уходит корнями? Есть версия, что происхождение
(
Read more... )
Тенгри =
полинез. Тангароа "бог моря"
гунн., венгер. тенгер "море"
тюрк. тенгиз "море"
турец. дениз
Old Prussian
dāngs
sky, heaven
Reply
Reply
от которого и:
укр. одяг "одежда" = покрытие
одягти "одеть" = o- + deñgti
латыш. diñgti "скрыться, деться (куда-нибудь)"
санскрит:
दङ्घति verb 1 daṅghati { daṅgh} keep off, protect (закрывать)
небо = небо-СВОД?
"закрывает небо": санскр. nabhaḥ daṅghati
Reply
Reply
Дәяӄ https://trueview.livejournal.com/170923.html
Дый, Дий - Зевс в древнерусской литературе. По одной из гипотез образование русского Дий от основы Diw- «Зевс» (микен. di-we) указывает, что греческий Зевс был ипостасью общеиндоевропейского бога неба; основа Diw- присутствует и в славянском «день».
Лат. dies “свет, день”, англ. day “день”, русск. день. Кет. дәяӄ “солнце светит”. Кетское и' “день”, и “солнце”, навахо yá “солнце”. Кечуа inti, айм. inti, шум. utu “солнце, свет день”. Татар. ут “огонь, пламя, свет” (от и “солнце”), казах. от “огонь”, тур. ateş “огонь”.
Уту, в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны.
В кетском языке распространена преффиксация согласным “д”:
кет. диноӷот “жечь” < и “солнце”. Кетское диккут “свеча”. Навахо diltłi “гореть”. Шумерское di “светить ( ... )
Reply
Leave a comment