2011 год:
https://trueview.livejournal.com/11968.html Эстуа́рий (от лат. aestuarium - затопляемое устье реки) - однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур. Противоположностью эстуария является дельта - устье, разделенное на несколько проток. Классическими дельтами обладают такие реки, как Нил, Волга, Амазонка.
Слово эстуарий происходит от латинского слова aestuarium «означающего - «затопляемое устье реки», которое само по себе является производным от термина aestus «прилив». Наше устье - когнат лат. aestuarium.
М.Фасмер: Устье - др.-русск. устье ср. р., усть ж. -- то же, часто в составе местн. нн., напр. Усть-Двинск, Усть-Наро́ва и т. п. От уста́ (см.). Ср. сл. Уста - мн., укр., блр. вуста́, др.-русск., ст.-слав. оуста στόμα (Супр.), болг. уста́ (Младенов 656), сербохорв. у́ста, словен. ústa, чеш., слвц. ústa, польск. usta, в.-луж. wusta, н.-луж. husta.
ORIGIN: Праслав. *ustа -- форма мн., а не дв., вопреки М. Брауну (Koll. 2, 3, 5), потому что здесь две части образуют одно целое; см. Мейе, Ét, 176; Ломан, ZfslPh 8, 421. Родственно др.-прусск. austo "рот", лит. áuščioti "болтать, шептаться", др.-инд. вед. ṓṣṭhas м. "губа", дв. ч. ṓṣṭhāu "губы", авест. аоštа- м. "губа", лат. ausculum, буквально "ротик". Др. ступень чередования гласных: лит. uostà ж.,úоstаs м. "устье, гавань", др.-инд. ās-, āsán-, āsyám ср. р. "рот", лат. ōs, род. п. ōris ср. р. "рот", авест. āh- -- то же, ирл. ā "рот", др.-исл. óss м. "устье реки", лат. ōstium -- то же; см. И. Шмидт, Pluralb. 221, 407; Траутман, ВSW 19 и сл.; Вальде -- Гофм. 2, 224; Уленбек, Aind. Wb. 22; М.--Э. 4, 422; Хольтхаузен, Awn. Wb. 217; Френкель, Lit. Wb. 26 и сл.
Янтарь - ископаемая смола. Янтарь известен человечеству с древнейших времен.Солнечный камень находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с древнейших времен имел огромное значение.
Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита - около 450000-12000 гг. до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места, достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ: считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита (12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху Неолита.
Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много - в одном кладе насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом - 4 тысячи бусин, которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами, также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня, но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа - янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а чуть позже - женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения гладиаторских боев.
Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (23-79 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от болезней простаты и душевных расстройств.
Корнелий Тацит также описывает эстиев как собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не используют. Интересно описание Тацитом эстиев: "Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабана. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это соответствует обычной лености германцев".
Тацит приводит одно слово из языка эстиев: они «единственные из всех собирают янтарь, который сами... называют глезом (glaesum)» [Тацит Корнелий. Сочинения. Т. I. - Л., 19. С. 372]. Эстии жили на южном и юго-восточном побережье Балтики, где издревле находились разработки янтаря. В романских языках glacies - лед, в германских Glas - стекло, в славянских «глаз» - шарик, голыш, кругляш, в кельтских glass означает разные цвета: зеленый, голубой, белый, палевый. Но и греческое γλαύξ (γλαυκός ) - светло-синий, голубой, лазоревый или светло-серый, сизый, зеленоватый, светло-зеленый, светлый, сверкающий, блистающий, светлоглазый. За огромные, блестящие глаза, Гомер называл Афину γλαυκῶπις «светлоокая» или «совоокая». Отличительной чертой совы являются ее огромные желтые в ночи ГЛАЗА, похожие на янтарь. Неудивительно, что греки называли сову ГЛАУКС (γλαύξ). Не связано ли латинское или эстское glaesum (янтарь) c греческим γλαύξ? В латыни есть свой корень для глеза:
Лат. glaesum «глез, янтарь», русск. глаз < лат. gelo [< gelu] «замораживать; сковывать; холодеть, цепенеть (от ужаса), мёрзнуть, замерзать, застывать» < gelu «мороз, стужа, лёд, смёрзшийся снег, окоченение».
Янтарь можно смело назвать ГЛАЗОМ СОВЫ. Янтарь выносится на берег во время прилива. И эстии получили свое название Aestii (aestus - «прилив») от римлян за их янтарный промысел.
© TrueView