● Самый полный в древнескандинавской письменности перечень древнерусских городов содержится в исландском географическом сочинении с условным названием "Какие земли лежат в мире", включенном исландцем Хауком Эрлендссоном в компиляцию древнеисландских произведений ("Книгу Хаука") (13):
I þui riki er þat, er Ruzcia heitir, þat kollum ver Garðariki. Þar ero þessir hofuð garðar: Moramar, Rostofa, Surdalar, Holmgarðr, Syrnes, Gaðar, Palteskia, Kœnugarðr [Hb., 155].
В том государстве есть [часть], которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики. Там такие главные города: Морамар, Ростова, Сурдалар, Хольмгард, Сюрнес, Гадар, Палтескья, Кэнугард [Мельникова 1986, 65].
...Весьма существенно, что в записанной между 1265 и 1275 гг. "Саге об Одде Стреле", автор которой был знаком с данным географическим сочинением или его источником [Джаксон 1985, 227], Sýrnes и Gaðar опущены в перечне владений конунгов в Гардарики, основанном на приведенном выше списке городов и следующем ему даже в порядке перечисления: Móramar, Ráðstofa, Súrsdalr, Hólmgarðr, Palteskjuborg, Kœnugarðar [Örvar-Odds s., 187] (14). Вероятно, для автора последней трети XIII в. Sýrnes и Gaðar оказались не меньшей загадкой, чем для историков последнего столетия.
Имеющиеся в литературе отождествления топонима Sýrnes (с известными оговорками) с Черниговом [Брун 1880, 294; Погодин 1914, 28; Рожнецкий 1911, 30, 51; Свердлов 1973, 51; Мельникова 1976, 148], а Gaðar с "Городцом, в Минск. губ." [Брун 1880, 294] не представляются убедительными по той причине, что они находятся в противоречии с внутренней логикой данного географического трактата. Автор его всякий раз начинает с восточной части описываемого им региона, затем переходит к северу западной части и, наконец, - к югу западной части. В таком порядке дается описание стран в "третях земли", да и сами эти "трети" (как на картах типа Т-О) являют собой восточную половину "круга земного" и две части западной половины - северную и южную. То же мы наблюдаем и при перечислении городов в Гардарики (на Руси): "восточную" группу составляют Муром, Ростов, Суздаль, "северо-западную" - Новгород, Sýrnes, Gaðar, Полоцк, "юго-западную" - Киев. Тот факт, что Sýrnes и Gaðar помещены автором трактата между Новгородом и Полоцком, говорит о существовании между ними территориальной связи.
[1] ● Искать Sýrnes и Gaðar нужно непосредственно между названными городами.
Гадар я отождествляю с древним городом Гдов в Псковской области. С Сюрнесом несколько сложнее. Возможно, сейчас это деревня Чернёво на реке Плюсса в 30 км. восточнее Гдова или древний городок Череместь на реке Черми.
● По преданию, в X веке местность, на которой расположен ныне город Гдов, входила в удел вдовствующей княгини Ольги. Об этом также упоминал историк В. Н. Татищев в своей незавершённой работе «Лексикон Российской, исторической, географической, политической и гражданской», впервые изданной в 1793 году.
«Гдов, ныне Вдов, город весьма древний, мнят, яко и Изборск, до построения Плескова был, мнят, якобы оной во вдовстве дан был княгине великой Ольге, отчего он Вдов, или Вдовий, назван…»
При проведении археологических раскопок в 1989 году Львом Большаковым на месте старого собора Димитрия Солунского были обнаружены остатки храмового строения, датируемые XII веком. Подтверждением древности города может ещё служить жалованная грамота 1623 года царя Михаила Фёдоровича, где сообщается о том, что псковский князь Тимофей Довмонт, княживший в 1266-1299 годах, выделил Псковскому девичьему монастырю Ивана Предтечи земли в Гдове.
Гдов впервые упоминается в Первой Псковской летописи (Тихоновском списке) осенью 6831 года по исчислению от сотворения мира, что соответствует 1322 году от Рождества Христова, когда в очередной раз Ливонский орден напал на русские земли у Чудского озера, рек Нарвы и Чермы. Освобождена от немцев эта территория была не раньше февраля месяца следующего 1323 года.
«В лето 6831. Приеха князь великий Георгий с Низу во Псков, и прияша его псковичи с честию от всего сердца. Toe же осени избиша немцы пскович на миру, и гостей во озере, и ловцов на Норове реце; а берег весь и городок Гдову, Череместь взяша; и послаша псковичи к Давыду князю в Литву, и Давыд князь приеха на сыропустной недели в четверток, а князь Георгий еще бяше в Пскове; и еха князь со псковичи за Нерову и плени землю немецкую до Колываня; а князь великий Георгий поеха изо Пскова в Новгород.» [Псковская Первая летопись (Тихоновский список), лл. 24, 24об.]
[2] ● Псковские земли тянулись узкой полосой вдоль берега Чудского озера. Известные по источникам деревни размещались на реках Каменке, Гдове, Тороховке, Кунести, Черми. Истоки всех этих рек находятся на залесенном водоразделе Чудского озера и реки Плюссы, по которому проходил псковско-новгородский рубеж
[3].
© TrueView