Откуда произошло слово "химия"?
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "химия". Существует несколько версий.
Согласно первой версии, термин "химия" произошел от египетского слова "Хем" - арабского названия этой страны.
В таком случае "химия" можно перевести как "египетская наука".
Это же слово означало "черный" - видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта (в противовес бесплодным пескам пустыни). "Кем", или "Хем" (Khemia - "Черная страна", «страна с черной землей») - так называли в древней Греции Египет; этот термин встречается у Плутарха. В таком варианте слово "химия" переводится как "черная наука" или "наука черной земли", но и в этом случае имеется в виду Египет, то есть смысл такого перевода такой же, как в первом варианте.
Термин "химия" впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э.
Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др.греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
ХИМИЯ
ОТ ИНГУШСКОГО
Ингуш.язык хIама: вещь, предмет, тело(физ., мат.) явление
ю: создаю, делаю
е: создай, сделай, сотвори
я: создавая, делая
яй: создал, сотворил, сделал
Ингуш.язык хIама-е: вещь создай
Ингуш.язык хIама-яй: вещь создал
Ингуш.язык хIама-ю: вещь создаю
Ингуш.язык хIама: вещь , тело (физ., мат.) явление
Химия - это наука о создании веществ (предмет, имеющий массу и занимающий какой-то объем).
Ингуш.язык хIаме-ю, хIаме-е, хIаме-яй, хIаме-еш: вещь-вещество создаю,создай,сотворил,сделал
Чечен.язык вещь, предмет(huma): х1ума
х1ума(huma): еда, кушанье
х1ума(huma): болячка, нарыв
х1ума(huma): взятка, подачка
х1ума(huma): событие, явление
ХИМИЯ: наука о создании, превращении веществ.
Каратинский язык Хьиме: мягкая трава
Ингуш.язык хими: деревянный сруб, дом из деревянныхстволов.
хими: 1 тот, кто умеет строить дома из дере-вянных срубов, 2 |в| - имя муж
ЛЕЧЕНИЕ ЦИНГИ
Ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав.
Русский естествоиспытатель, член Петербургской академии наук Петр Симон Паллас (1741-1811) во "Флоре России" писал:
"Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от всех наших в Сибири промышленников и мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное от цинготных болезней лекарство".
Распространённым у ингушей был камень бирюза. По поверьям, тот, кто носит этот камень, будет всегда жить в достатке
Особенно почиталась бирюза у ацтеков: в погребение вождя всегда укладывали бирюзовые талисманы. На изображениях ацтекских богов также всегда присутствует бирюза; особенно впечатляют ритуальные маски из человеческих черепов, инкрустированные бирюзой.
ИНГУШСКОЕ МЫЛО
Горское мыло - «КХА САПА», состоящее из равных частей древесной золы, животного жира и желтой глины.
Техника ткачества имела идентичный характер у многих народов Кавказа. «Мастерицы работали так быстро, что исследователям трудно было понять неуловимые движения рук и технику работы», - отмечает А. Пиралов.
Особого искусства требовало изготовление мягкой шерстяной ткани (исхали). Производство сукна было развито во всех ингушских селениях. Женщины делали из шерсти домотканое сукно (маша). Сукно могло быть цвета шерсти, но его могли и окрашивать.
Для изготовления красителей использовались листья мелкого ореха, дикой лесной яблони, кора дуба, ольхи, грецкого ореха, шелуха лука и т.п., из которых получали черный, желтый, коричневый и другие цвета.
Ингуш.язык маша: домотканое горское сукно
Немецкий язык Masche I f =, -n
1. петля (вязанья, трикотажа); ячея (сети)
ВЫЛИЗЫВАТЕЛЬ РАН СОБАКА:
Ингушский язык тоамий: 1 вскрыватель очагов болезни, перен. - хирург, 2 открывание раны для вылизывания собакой..
Ингушский язык тоамел: вылизывание собакой раны, после нанесения на нее сметаны.
по мнению некоторых стариков - здесь достигается двойной эффект 1 лечение от сметаны, 2 лечение от слюны собаки
Ингушский язык тIоа: сметана, слой
ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ ИНГУШСКИМИ ЖРЕЦАМИ
Ингушские лекари умели лечить ожоги. Для этого они собирали овечье молоко в большой котел и варили его пока 1/3 не испариться, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела (Там же).
Ингушские лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились.
АМПУТАЦИЯ НОГ
Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации ингушские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.
Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации горские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.
При переломах накладывались шины (зепараштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожу.
Н. Пирогов во время пребывания на Кавказе посещал ингушских лекарей с целью выяснения, каким образом проводились сложные оперативные вмешательства без применения известных медицине того времени анестезирующих средств.
Опыт народной медицины ингушей был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII-ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российским хирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36], Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др. О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами (см.: [5,6, 7]).
ЛЕЧЕНИЕ КОРИ ИНГУШАМИ
Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета.
Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник - на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет.
Такие болезни как корь (хьесто-лазар), крапивную лихорадку, золотуху, порчу, также лечили приговорами магического характера. При кори ребенка старались изолировать от всех, вывешивали перед ним материю красного цвета и приговаривали: «Хьо хоза дара аьлашта....
(«Краше бы тебе среди знатных. Лучше бы тебе среди богатых. Не лечить тебя в нашей грязи, в нашей нищете. Как появилась ты среди нас, так по-доброму и уйди от нас».
После такого заклинания вокруг головы больного три раза проносили чашку с водой или молоком. Затем воду выливали на улицу, а молоко отдавали бедным, чтобы болезнь ушла как эта вода. Больному корью нельзя было видеть собаку, а также нельзя было босиком ступать на пол (земляной). В результате такого лечения по законам психотерапии больной если и не полностью излечивался, то, по крайней мере, заметно поправлялся.
ГЕРОИН
ГЕРОИН
немецким химиком Феликсом Хоффманном и был выпущен немецкой фармацевтической компанией Bayer AG в 1898 году под торговой маркой «героин». Считается, что название «героин» происходит от слова heroic - «героический».
Ингуш.язык гаьр:войско,шайка,отряд, банда
Шведский язык här, härskara: войско
Датский язык hær: войско
Немецкий язык heer: войско
Исландский язык her: войско
Норвежский язык hær: армия, войско
Фарерский язык herur: войско
Чеченский язык г1ера: войско
Английский язык hero: герой
Фризский язык hear: войско
ЛЕЧЕНИЕ ЧЕСОТКИ ИНГУШАМИ
[У чеченцев и ингушей чесотка считалась заразным заболеванием. Для ее лечения применялись: смесь древесного угля, кислого молока и серы, квасцов и мыла, масла и серы.
Как известно, современное лечение чесотки в медицинской практике связано с применением серосодержащих мазей.
Ингушские лекари больных купали также в воде, куда добавляли золу; кипятили березовый уголь и натирали кожу, отчего она грубела и утолщалась, а затем ее натирали свежим жиром. Для смягчения кожи делали ванны с отваром чемерицы, корней и листьев рододендрона, девясила, чистотела. Корни конского щавеля с кислым мо- локом в виде настоя накладывали на пораженный участок. С этой же целью использовали свежевыжатый сок листьев татарника обыкновенного. Чесотку лечили также мазью, приготовленной из растертого с серой и горячим бычьим салом корня девясила.
При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.
Ингуш.язык гирз: чесотка
Ингуш.язык комдар: чесотка
Ингуш.язык пхазувз: мед| - тип чесотки |при болезни печени
Белорусский язык кароста: чесотка
У СЛАВЯН ЛЕЧЕНИЕ ЧЕСОТКИ
Ещё одним деревом, широко применяемым славянами, была берёза. Особую ценность представляли берёзовый дёготь и уголь, которые применялись при лечении хронических кожных заболеваниях, чесотки и дезинсекции. Березовы уголь как и теперь применяли при пищевых интоксикациях
Особым лечебным свойством обладают березовые почки, которые заготавливаются ранней весной.