АЛМАСТЫ, ЛОБАСТЫ

Jan 18, 2024 10:34



[Spoiler (click to open)]
В ингушской мифологии "алмас/алмаст" является духом-покровителем леса и лесных животных.
Доисламский языческий период вся природа, по воззрению ингушей, была насыщена духами, которые были наделены такими же свойствами, что и человек. Такое одухотворение и есть проявление анимизма.

Верованиями ингушей признавалось, что весь мир населен добрыми и злыми духами, от произвола которых зависят судьбы людей.

Большим уважением пользовался бог Елта. Это царь лесов и зверей и одновременно он является покровителем охотников. Каждый охотник, особенно после удачной охоты, считал себя обязанным принести жертву божеству в виде рогов убитого зверя.

По представлению ингушей, в лесных дебрях обитают особые лесные духи - “алмасы/алмасты”. “Алмасты” бывают и женского пола.

Мужского пола:
Но если “алмасы” - мужчины-великаны, то они, по описанию ингушских стариков, действительно схожи с лешими.
Мужчины - обросшие шерстью, существа с топором в груди.
Все они имеют страшный вид, очень свирепы и коварны, тела их покрыты волосами.

Женского пола:
Женский демонический персонаж. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины-великанши с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями, переброшенными за плечи, с топором в груди.
Иногда образ алмасты дополнял третий глаз и длинные когти.
Подняв руки вверх, женщины - “алмасы” любят плясать при лунном свете. По некоторым преданиям, их можно встретить в темное время суток на могилах или глухих местах. Они просят путников потанцевать с ними и при этом за отказ они наказывают. Также алмас предвещает смерть человека заунывным пением, при этом произнося его имя.
Алмасты истребляет маленьких детей. Она поджидает, пока ребёнка оставят одного, и если дождётся, кормит его своей грудью, и ребёнок умирает. Чтобы алмасты не навредила, в изголовье кровати, в которой спит ребёнок, кладут нож или иной металлический предмет; иногда прикалывают иголку.
Также алмасты приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.
Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась алмасты и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Всё его тело было в синяках.


Ингуш.язык алмаст: 1 леший; 2черт, сводящий с ума.
Ингуш.язык алмаст-герз: психотропное оружие, воздействующее на мозг негативно.
Ингуш.язык алмастий : |алмаста к1орни| - |букв. детя лешего|| - каженик; у человека набл. потеря памяти, помешательство, бред, столбняк.






Отсюда имя Алмас
Имя Алмас - это женское имя арабского происхождения, означающее «Алмаз».


Ингуш.муж имя: Ælbast Албаст

АНАЛОГИИ:
Образ албасты восходит к глубокой древности и встречается в мифологиях многих народов:
М брат Б:
монгольских народов (алмас)
карачаевцев и балкарцев (алмасты́)
башкир (башк. албаҫты - албасты)
русских (албаста, лобаста, лобоста, лопаста),
рутульцев (албасти) Дагестан
тувинцев (албыс)
узбеков (алвасти́)
чувашей (чуваш. алпастă),
ягнобцев (албасты, олбасты),
якутов (якут. абасы, абаасы).

РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ:
Албаста, Лобаста,Лопаста в мифологии славян.
В Астраханской, Вятской и Пермской губерниях албасту описывали как страшную, нагую, мохнатую женщину, с огромными грудями, сидящую у воды и расчёсывающую волосы. В Терской области описывали так: «нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли. Она живёт в больших болотах, озёрах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо её жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти». В Саратовской и Астраханской губерниях представляли лобосту великаншей с косматой головой, оскаленными клыками, длинными руками и скрюченными пальцами, тело её - серая студенистая масса; она появляется из тучи во время бури, встретить её опасно, от неё не помогает «чурание».В Саратовской губернии также полагали, что лобаста может превратиться в знакомого человека и завести в непроходимые места.

В Вятской губернии алба́стый, лоба́стый, лопа́стый называли лешего. В некоторых районах Урала слово лопастики распространилось на всю нечистую силу, чертей.
на Урале же лопастами, лопастиками нередко называли чертей и мелких бесов. Даже существовала такая поговорка: «Не наше дело попов судить, на то лопастики есть»).

ТУВИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ:
Албыс в алтайской и тувинской мифологии - аналог ведьмы. Албысы могут менять пол - при встрече с мужчиной принимать облик женщины, при встрече с женщиной - облик мужчины. Более того, они могут принимать образ конкретного человека - например, жены охотника, являясь к охотнику. В естественном облике у них большие длинные груди, которые они могут перебросить через плечо, рыжие волосы и рассечённая верхняя губа. Иногда изображаются с медными ногтями и носом.

БАШКИРСКАЯ МИФОЛОГИЯ:
Албасты предстает в образе женщины с растрепанными длинными взлохмаченными светлыми волосами и обвислыми до самих колен грудями, реже - мужчины с длинной бородой. Албасты также может принять облик животных или отдельных неодушевленных предметов.
По верованиям башкир, албасты - скитающаяся душа человека, умершего в результате несчастного случая и мученической смертью, или похороненного без соблюдения погребальных обрядов. Например, он может быть заблудшей душой или душой утопленника.

АБХАЗСКАЯ МИФОЛОГИЯ:
Абнауаю («лесной человек»), в абхазской мифологии огромное злое чудовище, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью. Тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, у него огромные ногти, глаза и нос как у людей. Обитает в дремучих лесах. Встреча с ним опасна, на груди у Абнауаю топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает ее пополам.

ДАГЕСТАН.МИФОЛОГИЯ:
мифологии лезгин, лакцев (алмаз хатун), рутульцев, агульцев (албасти), андийцев (гогочи), злой дух, вредящий роженице и ребенку. Ал Паб имеет облик уродливой женщины с отвислыми грудями, которые она перекидывает за плечи. По лезгинским мифам, они живут по берегам рек, поросших лесом, около родников, у озер. Завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду- мать и ребенок умирают. По другим поверьям, Ал Паб дает пососать грудь младенцу, и он погибает. По представлениям лакцев, Ал Паб иногда сожительствует с
охотниками.

akievgalgei

Previous post Next post
Up