Аттила, Аспарух, Ногай, Токта и Тохтамыш

Jan 14, 2023 22:33


https://trueview.livejournal.com/304627.html

Именник болгарских ханов - источник по истории первых двух столетий Болгарского государства. Был обнаружен русским историком А. Н. Поповым в 1861 году и опубликован им в труде «Обзор хронографов русской редакции», в Москве, в 1866 году. К настоящему времени известны 3 списка, самый старый - Уваровский, датируется XV веком, два остальных - Погодиновский и Московский - XVI веком. Подлинность документа у современных историков не вызывает сомнений. Считаеся, что документ представляет из себя текст на смеси старо-славянского и неизвестного языка. Второй язык отождествлялся с тюркским, венгерским и иранским языками. Споры о переводе продолжаются до нашего времени.

Авитохолъ жытъ лѣтъ 300, родъ емоу Дуло, а лѣтъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ лѣтъ 100 и 8 лѣть, род ему Дуло, а лѣть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ намѣстникъ сый 2 лѣт(а), родъ ему Ерми, а лѣтъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 лѣть, дръжа, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Безмѣръ 3 лѣт(а), а родъ сему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная лѣтъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселѣ.
Есперерихъ князь 60 и одино лѣто, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему верени алемъ.
Тервель 20 и 1 лѣт(о), родъ ему Дуло, а лѣтъ ему текучитемь.
Твиремъ 20 и 8 лѣтъ, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему дваншехтемь.
Севар 15 лѣтъ, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему тахалтомъ.
Кормисошь 17 лѣтъ, родъ ему Вокиль, а лѣтъ ему шегоръ твиримь.
Сии же князь измени родъ Дулов, рекше Вихтунь.
Винехъ 7 лѣтъ, а родъ ему Укиль, а лѣтъ ему имяше горалемь.
Телецъ 3 лѣт (а), родъ ему Угаинъ, а лѣтъ ему соморъ алтемь. И сий иного рода.
Умор 40 дний, родъ ему Укиль, а ему диломъ тутомъ.

В оригинальном написании числительные выглядят так:

дилѡмъ твиремъ
диломъ тверимь
дохсъ втиремь
шегоръ вечемь
шегоръ вемь
верениалемъ
текучитемъ
дваншехтемъ
тохалтомъ
шегоръ твиримь
(има)шегоралемь
соморъ алтемь
дилѡмъ тоутѡмъ

Сразу бросаются в глаза разночтения, свидетельствующие о большом числе описок при переписывании. Над расшифровкой непонятных числительных Именника работали В. В. Радлов, Бьюри, Миккола, и многие другие исследователи.

Структурно после имени каждого князя указывается срок его правления, потом род, к которому он принадлежал, а дальше идут два слова на булгарском языке, которые являются наименованием года вступления на престол (или года смерти, при анализе дат вторая гипотеза не проходит). Ю. Миккола впервые разделил каждое обозначение года на две части и выделил названия животных и числительные. Соответственно каждое обозначение года он интерпретировал как календарную дату, в которой “животное” указывало на год по 12-ричному животному циклу, распространенному в Восточной Азии, а числительное - на месяц этого года. Действительно, упрощенный чисто 12-ричный, а не 60-ричный цикл использовался у древних тюрок Восточного тюркского и Уйгурского каганатов (судя по руническим памятникам), а также у монголов [1]. В традициях этого летоисчисления описана смерть Кюль-Тегина, который “улетел” (то есть умер) в год овцы в 17-ый день в 9-ый месяц... [Орхоно-енисейские тексты 1982: 81].

Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Восточный календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему. Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Текущий 60-летний цикл начался в 1984 году.

«Джагфар Тарихы» («История Джагфара») - «фальшивый» [2] исторический источник, введенный в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Историки оценивают свод как современную подделку. Имя изготовителя неизвестно. Согласно описанию Ф. Нурутдинова, летописный свод Джагфар Тарихы был создан по приказу сеида Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом в 1680 году. В свод были включены летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229-1246 годы) Гази-Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 год) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1229-1246 годы) Мохаммёдьяра Ву-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 год) Иш-Мохаммеда и многие другие.

Без какой-либо научной экспертизы источник назван фальшивкой. Я же считаю его компиляцией информации из подлинных источников.

◆  Поддержу гипотезу Ю. Микколы с предположением, что булгарское название года и тюркское числительное указывают год и месяц смерти. Окончания числительных образованы под влиянием латыни по типу septem, novem, decem, болг. седем, осем, русск. седьмой, седьмица, семь, восемь. Например, словосочетание дилѡмъ твиремъ переводится как «год Змеи», 2-й месяц.

◆  Рассмотрим первую строку «Именника»:

Авитохолъ жытъ лѣтъ 300, родъ емоу Дуло, а лѣтъ ем(у) диломъ твиремъ.

Авитохол - первый легендарный правитель булгар и мифический родоначальник династии Дуло. Многие исследователи отождествляют Авитохола с Аттилой, а следующего после Авитохола по списку «Именника» правителя Ирника - с Эрнаком, сыном Аттилы.

Аттила - правитель гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги. Спустя век после смерти Аттилы готский историк Иордан так отозвался о вожде варваров: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племён чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров». Аттила правил 19 лет. Для составителя Именника Аттила легендарен, срок его правления ему неизвестен и по библейской традиции составляет целых 300 лет.

⇨ Dilom (Djilan) - это слегка искаженное общетюркское название змеи. Тур. yılan, кр.-тат. юлан, азерб. ilan, узб. ilon, татар. елан, казах. жылан, груз. გუელი [gveli] ‛змея’; англ. eel, арх. англ. æl, фризск. iel, арх. нидерл. ael, нидерл. aal, нем. Aal, дат., шв., норв. ål, исл. ál, греч. χέλι, алб. ngjalë ‛угорь’ж; др.-греч. εὐλή ‛личинка, (могильный) червь’, марийск. йыл, иль ‛червь’.

Числительное твиремъ ‛два’ ~ чув. təberəm ‛другой, второй’.

Аттила умер в «год Змеи» (диломъ) во 2-й (твиремъ) месяц.

453-й год был «годом Змеи». Год смерти в точности совпадает с современными историческими данными.

⇨ Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно определить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского, который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Старший сын Аттилы, которого он послал править среди акациров в 448 году, был в таком возрасте, что ему требовался опекун в лице военачальника Онегесия. Всё это позволяет предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века.

Читаем в «Джагфар Тарихы»:

Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол, Аттила, Атила, Этцель, Атилла (434-453 гг.). Сын Муенчака, самый знаменитый булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г., был соправителем (в 434-445 гг.), а затем - правителем Иделя.

Сохранился текст булгарской поэмы XII века «Цветы кыпчанского поля» Рейхама Булгари. В поэме идёт речь о «древних предревних временах», но времена эти вполне опознаваемы. Булгары в домусульманские времена пользовались восточным календарём, он весьма точный. А младенцам, родившимся в год, посвящённый некоему животному, часто давалось соответствующее имя. Герой поэмы, «великий кан Атилле», родился в «год Лошади» и умер в «год Змеи»:

1. В древние-предревние времена
Был один великий кан, говорят,
Звали его Туки, говорят,
А был он из рода Айбат.

2. В год лошади Туки родился,
Быстро вырос, говорят,
Стал хорошим охотником, говорят,
Прозвал себя Атилле [«Год лошади»].

.........

20. Однажды на охоте услышал Атилле:
«Умер любимый царский конь, говорят!»
Понял царь, что был несправедлив, говорят -
Решил повидаться с останками своего коня.

21. Было это в год змеи.
Хотели юрганы остановить его, говорят,
Предлагали съездить на следующий год, говорят:
«В год змеи делать это опасно!»

22. Опять не послушался их Атилле -
Отправился в Башту, говорят.
Там схоронили коня, говорят,
Насыпали над ним высокий курган.

23. Очень удивился Атилле этому.
Хотел спросить, кто велел насыпать курган, говорят.
Хотел спросить, зачем сделали это, говорят -
Но не успел сказать ни слова.

24. Выползла из кургана большая змея -
Никто не видел такой, говорят.
Все замерли от страха, говорят,
И ужалила она царя Атилле.

25. В тот же миг умер великий царь.
Не дождался [он] своего года, говорят.
Если бы дождался, говорят,
Говорили бы: «Пришел и ушел в год лошади».

26. Положили его большое тело в ящик
И повесили [ящик] между столбов, говорят.
Но порвались цепи, говорят -
И всех обуял тут ужас.

27. Положили его большое тело в ящик
И повесили [ящик] между столбов, говорят.
Но порвались цепи, говорят -
И всех обуял тут ужас.

28. Не стали поэтому хоронить его в Башту -
Повезли его в город Маджа, говорят.
Провезли его через Бильсага, говорят.
Положили его по пути на дно реки Дизэ.

29. Отвели для этого воду реки,
Положили его на дно, говорят,
В трех ящиках, говорят -
Из железа, серебра и золота.

30. Никто не достанет их -
Ведь опять пустили воду по старому руслу, говорят,
И сейчас она [река] полноводна, говорят,
И никто не знает, где эта могила.

31. Поручили похороны отряду эскелов.
Совсем не знали они жалости, говорят,
Совсем не знали они жадности, говорят -
Убили всех работников, а потом - себя.

32. Были они плохо одеты,

Не было у них дорогого оружия, говорят,
Не было у них красивой сбруи, говорят -
Но были они свободны и счастливы.

33. Тангра даровал жизнь всему живому -
Проходит она быстро, говорят,
Как будто цветок увядает, говорят...
Богата цветами Кыпчакская степь.

А вот как описывает события Иордан, пересказывая Приска, единственного описавшего смерть Аттилы и его похороны:

Он взял себе в супруги - после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, - девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили тело его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно тело предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба - первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело.

⇨ Положили его гроб на дне реки Дизэ. С учетом озвончения в тюркских языках - это река Тисса.

⇨ Загадкой является имя Туки. В булгарском восточном календаре год лошади назывался туки (тыха). Тухи (Тохол) означает лошадь.  Халх. тахь, калм. тǝк ‛лошадь Пржевальского’, маньчж. taχi ‛дикая лошадь’.

А теперь посмотрим в венгерском языке:

Авитохолъ < венг. év (éve) ‛год’ + маньчж. taχi ‛дикая лошадь’ (халх. тахь, калм. тǝк ‛лошадь Пржевальского’) - «год Лошади».

Гунны не были однородны, значительная их часть разговаривала на финно-угорских языках (будущие венгры).

⇨ Имя Аттилы (Атилле) переводится с булгарского как «год Лошади». Тат. ат ‛лошадь’ +  ел ‛год’, тур. at ‛лошадь’ + yıl ‛год’.
Аттила родился в 406-м году в «год Лошади».

◆  Через пару столетий мы видим еще одного представителя династии Дуло, родившегося в «год Лошади».

Есперерихъ князь 60 и одино лѣто, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему верени алемъ.

Есперерихъ-Аспарух- третий сын хана Великой Болгарии Кубрата. Аспарух - основатель на западе первого болгарского государства на Дунае. После смерти Кубрата унаследовал часть болгарской орды, а именно племя оногондуров, и был вынужден вести войну с хазарами, которые воспользовались ослаблением болгар вследствие раздела. Под их давлением Аспарух откочевал со своим племенем за Дунай. Аспарух понимал, что его ослабленный разделением народ нуждается в людских ресурсах. Такую поддержку он нашёл в славянских племенах на территории Фракии, Валахии и прилежащих к ним землям около Чёрного моря. После завоевания Добруджи у Византии в 679 году основал Первое Болгарское царство. Между болгарами и славянами был заключен союз - славяне в битве с Византией выступили пехотой, болгары как конное войско.

Атилле Аспарух или Атилькусэ (Атилькэсэ), Маджар, Мадай, Батыр, Батай. Сын Курбата Кюнграта («Кубрата»). Родился в год лошади, в 634 г., и получил имя своего знаменитого предка Атиллы. Во всем старался походить на Атиллу и поражал всех своей энергией, амбициозностью и крутостью, за что был прозван «Атилькусэ» - «Безбородый Атилла». В ответ на распространение этого прозвища стал называться «Маджар» - «Жертвенный, Самоотверженный».

... До этого он владел Ак Булгаром (Волжской Булгарией) и Эчке Бурджаном (Северным Кавказом)... Своим братьям Ялчеку и Кызыл-Кубару он даровал западную часть Макидана (Балканского полуострова)... Он скончался в 692 году... После него царствовал его сын Тарвиль... Он скончался в 719 году. После него царствовал его брат Айяр, которого еще Аспарух поставил соправителем Тарвиля для предотвращения стычек по поводу престолонаследия.

Верени - ‛змея, дракон’. Гот. waurms, waurnis, арх. англ. wyrm, wurm ‛змей, дракон, червь’, лат. vermis ‛червь’, ит. vermi ‛черви, глисты’, арх. рус. вермие ‛насекомые, саранча, черви’, венг. féreg ‛червь, насекомое, вредитель’, мокш. purəm ‛гнида, вошь; пиявка’, англ. vermin ‛вредитель’, арх. фр. vermin ‛червь, моль, клещ’, арх. лит. varmas ‛насекомое, комар’, англ., нидерл., фриз. worm, нем. Wurm, арх. сканд. ormr ‛червь, глист’.

Числительное Алемъ ~ татар. ал ‛передняя (лицевая) сторона; передняя часть, перед, передок’, тур. alın ‛лоб, чело; перед, передняя часть’ (*alɨn/m ‛перед, лоб’), казах. алды ‛передняя часть; начало, начальный’.

692-й год был «годом Дракона». Аспарух умер в «год Дракона» (верени) в 1-й (алемъ) месяц.
Имя Аспарух - точная иранская калька тюркского имени Атилле «год Лошади»: авест. aspa ‛лошадь’ + *ruh ‛год’ (др.-русск., укр. рок ‛год’). Родился в 634 году в «год Лошади».

Имя Есперерихъ может быть переосмыслением созвучия с именем Аспарух - основателем на западе первого болгарского государства на Дунае:

Есперерихъ < греч. ἑσπέρα ‛запад, вечер’ (лат. vesper ‛запад, вечер’) + лат. Rex ‛Царь’.

П олная расшифровка числительных «Именника» здесь...

◆  Через 8 веков после Аттилы мы видим такую же традицию.

Тохтамыш - хан Золотой Орды. Хан Сибирского ханства с 1400 года. Чингизид. Один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. После Куликовской битвы при помощи Тимура овладел престолом объединенной Золотой Орды.

Тохтамыш родился в 1342 году. Являлся сыном оглана Туй-Ходжи, правителя Мангышлака и влиятельного ханзады при Урус-хане. После казни отца по приказу Урус-хана за неповиновение, опасаясь за свою жизнь, в 1376 году бежал в Самарканд к правителю Тамерлану.

В 1377 году Тохтамыш при поддержке Тимура приступил к завоеванию Золотой Орды. Однако в первом же сражении потерпел поражение и бежал к Тимуру. Вскоре во главе более сильной армии, предоставленной ему Тимуром, вторично вторгся в Золотую Орду. Однако вновь разбит сыном Урус-хана Токтакией и укрылся у Тимура. Урус-хан потребовал от эмира под угрозой войны выдать ему Тохтамыша, однако Тимур отказался.

После смерти Урус-хана Тохтамыш вновь во главе армии, данной ему Тимуром, вторгся в Орду, однако вновь разгромлен, едва избежав гибели. Ввиду многочисленных пороков и слабостей Тимур-Малик быстро стал терять власть, благодаря чему Тимур счел возможным вновь отправить Тохтамыша на покорение ордынского престола. Тохтамыш разгромил Тимур-Малика и стал правителем Белой Орды с центром в Сыгнаке. Весной 1378 года вторгся в западную часть, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до Азова, включая столицу Сарай-Берке. После Куликовской битвы при помощи Тимура овладел престолом объединенной Золотой Орды. После смерти Мамая, отправил послов в северо-восточные улусы Золотой Орды, к русским князьям с известием о своем воцарении.

⇨ Действительно, 1342 год, когда родился Тохтамыш, был «годом Лошади» (халх. тахь, калм. тǝк ‛лошадь Пржевальского’, маньчж. taχi ‛дикая лошадь’). Остается открытым вопрос о происхождении второй части имени. Возможно, связано с местом рождения в Мангышлаке.

◆ Тохта́ (Токта, в летописях Тахта, тат. Tuqtay, Туктай; ок. 1270-1312/13) - хан Золотой Орды с 1291 года, сын Менгу-Тимура и Олджай-хатун, дочери Салджидай-гургэна и Келмиш-аки, правнучки Тулуя, из племени кунгират. После смерти хана Тула-Буги при поддержке беклярбека Ногая Тохта захватил власть в Золотой Орде и передал Ногаю в управление Крым.

В 1292 году пять русских князей во главе с Андреем Городецким (также были Дмитрий Ростовский, Константин Углицкий, Фёдор Ярославский и Михаил Белозёрский) и при поддержке одного епископа приехали к Тохте жаловаться на брата своего, великого князя Владимирского Дмитрия Александровича. В 1293 году Тохта и Ногай организовали поход на Северо-Восточную Русь во главе с братьями хана. Тудан (Дюдень) разорил Муром, Владимир, Переяславль и др. (всего 14 городов), Тохта-Тимур напал на Тверь.

Точная дата рождения неизвестна. Около 1270.

⇨ Действительно, 1270 год - «год Лошади».

◆ Традиционно считается, что Ногай родился между 1235 и 1240 годами. Он был сыном Татара (Тутара), внуком Бувала (Тевала), седьмого сына Джучи. По мнению Н. И. Веселовского, только пять сыновей Джучи были законными, а потомки остальных не могли претендовать на ханскую власть, что относится и к Ногаю, однако прямых указаний на это в источниках нет.

С монгольского языка имя Ногай переводится как Собака (монг. нохой ‛собака’). Действительно, Ногай мог родиться в 1238 году, который был «годом Собаки».

Первое известие о Ногае в русских летописях (Галицко-Волынской) относится к 1277 году, когда он обратился с предложением союза к Владимиру Васильковичу Волынскому, Льву Даниловичу Галицкому и Мстиславу Даниловичу Луцкому и провёл с ними совместный поход на Литву. В 1279 Лев Данилович при помощи его войск пытался захватить Сандомир.

© TrueView.

trueview

Previous post Next post
Up