Недавно мне в руки попалась интересная книга В.Б.Катаева «Литературные связи Чехова». В разделе «Пьесы Чехова в контексте мировой драмы» автор анализирует связь чеховских пьес с западноевропейской новой драмой, Шекспиром и греческой трагедией.
Последнее было очень интересно, поэтому хочу кратко пересказать основные положения:
- Софокл первым начал средствами драматического искусства изучать психологию человека, совершающего открытие, которое представляет ему жизнь в новом свете и имеет в конечном счете решающее для него значение - ситуация «узнания» в терминологии Аристотеля. Для творчества Чехова ситуация открытия - ключевая (если говорить о его рассказах, то среди них много так называемых «рассказов открытия»).
- Софокл впервые разрабатывает такой финал, когда герой, осознав свою вину или ошибку, вершит суд над собой и сам выносит себе карающий приговор. («Царь Эдип», «Аякс», «Трахинянки»). В конце «александринской» редакции «Иванова» Чехова герой, увидев «вещи в настоящем свете», поняв, что «погиб безвозвратно» и что нытьем он оскорбляет свое собственное представление о «гордости и совести», стреляется. К подобной развязке был близок и Платонов (герой первой пьесы Чехова «Платонов» (или «Безотцовщина»), но у него не хватило сил, и героя застрелила одна из жертв его донжуанства.
- Далее наблюдения Д.Магаршака (Magarshack D. Chekhov the Dramatist).
Начиная с «Чайки», важную роль в пьесах Чехова станут играть внесценические персонажи (родители Нины Заречной, Протопопов и жена Вершинина, ярославская тетушка и парижский любовник Раневской). Это могущественные, хотя невидимые силы, сообщающие действию движущие мотивы. В греческих пьесах эта функция принадлежала богам, которые решали судьбу персонажей. - Функция вестника в пьесах Чехова. Обычно рассредоточена между несколькими действующими лицами.
- Магаршак находит в пьесах Чехова и преображенные элементы хора, комментирующего и оценивающего действие.
- Самым важным наследием античного театра в пьесах Чехова он считает искусство перипетии, которое Аристотель проиллюстрировал примерами из трагедий Софокла. У Чехова этот элемент приобретает более изощренные формы.
- Р.Л.Джексон (Jackson R.L. Chekhov’s Seagull’: The Empty Well, the Dry Lake and the Cold Cave) находит в последнем действии «Чайки» мотивы платоновского мифа о «пещере».
- Ф. Фергюссон (Fergusson F. The idea of a Theater) проводит параллель между четырехактным членением пьес Чехова и четырьмя композиционными элементами древнегреческой трагедии.
- Принцип трагической иронии (впервые в мировой драматургии восторжествовал у Софокла) в пьесах Чехова (верования и надежды людей разбиваются о действительность).