Семён Закружный:
Я хотел бы разобрать произведение поэта, на мой взгляд, жеста Сергея Есенина "Сукин сын". Картина в этом поэтическом произведении следующая: Поэт вспоминает свою юность, жизнь в селе Константиново до переезда в Москву. Позже он возвращается в родное село и замечает перемены.
Нарративом является история любви лирического героя, очевидно самого Сергея Есенина, и девушки, которая не отвечала взаимностью. Помимо этого, говорится о теплой любви поэта к собаке, которую он также любил, однако эта сюжетная линия не доминирующая, хоть и занимает большую часть стихотворения и даже названия. После страданий, лирический герой уехал, а по приезде узнал, что любимая собака умерла, но появился ее сын. Любовь к девушке также умерла, теперь он любит другую.
Основным смыслом, на мой взгляд, является непостоянность любовных отношений. Эти чувства, когда нравится девушка, умирают, как живое существо, но на их смену появляются новые. Далее можно прийти к выводу, что любовь бесконечна. "Нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом". Мне показалось, ключевым словом является "А теперь", поскольку этим словом Есенин отграничивает понятия любви от понятия обычных интимных отношений.
Мария Борзунова:
Для анализа стихотворения я выбрала интересное и спорное произведение Всеволода Некрасова. Так как оно состоит лишь из нескольких строк, я могу его предоставить в полном виде:
"Нас тьмы и тьмы
и тьмы и тьмы итьмыить мыть и мыть"
Это стихотворение можно интерпретировать по-разному, и я уверена, что для каждого эти две строки значат что-то своё. Но стоит обратить внимание, что тема данного стихотворения скорее политическая. От этого и стоит отталкиваться. Само произведение является переосмыслением строчки Александра Блока («Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...»). Также одна из основных особенностей этого стихотворения это то, что оно работает скорее не на визуальное восприятие, а на слуховое; ведь лишь прочитав это стихотворение вслух, можно проследить, к чему нас вел автор. Такие произведения называют "волноходами". С помощью игры слов "тьма" и "мыть" Всеволод Некрасов как бы рисует картину чёрной толпы, которой надо "отмыться" от грязи, в которой она тонет.
Ольга Джиоева:
Прочитав все те произведения и статьи,которые вы нам предложили прочесть,я сделала вывод.На мой взгляд,очень сложно анализировать ,например, Пушкина или Лермонтова по той схеме,которую дал нам Маяковский.А вот анализировать стих поэтов серебряного века по этой схеме было бы правильнее и легче.
А вот последовательность действий Эдгара Алана По ,на мой взгляд,может подойти под анализ всем стихам.
На анализ я взяла стихотворение Анны Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью..."
Несмотря на маленький объем этого произведения,оно обладает достаточно сильным эффектом. Лирическая героиня входит в диалог со своим внутренним "я",говорит о своих переживаниях и страданиях,которые она испытывала во время того,как ее возлюбленный уходил.Как он уходил,что он говорил,как повернулся и как посмотрел. Его спокойная и жуткая улыбка,его холодность задела ее,гордую и сильную.Но любимый лирической героини не менее горделив. Однако и ее чувства,очевидно,задеты,ведь он вышел "шатаясь".
Стихотворение довольно экспрессивное и яркое.Производит неизгладимый эффект,заставляет на секундочку побыть на месте лирической героини и почувствовать ту боль,которую она испытала.
Интонация, с которой лирическая героиня рассказывает это все,скорей всего,печальная,грустная,голос мрачный,дрожащий.Она несколько раз останавливалась при рассказе,на что указывает умолчание в нескольких местах стихотворения.
Использованы также риторические вопросы для придания характерной интонации этому стихотворению.Антитеза "спокойно и жутко" указывает на драматичность всего происходящего.
Действие происходит,видимо,на крыльце и у ворот .На улице холодно,ветрено.
Анастасия Соколова:
Для анализа я выбрала стихотворение С.А. Есенина “Шаганэ, ты моя Шаганэ…”
Автор рисует пейзажи своей Родины. Он сравнивает Россию с Востоком, отдавая предпочтение первой: “Как бы ни был красив Шираз, oн не лучше рязанских раздолий”. Сыновняя привязанность к родной природе наиболее ярко подчеркивается в третьей и четвертой строфах, где лирический герой на мгновение становится частичкой ржаного поля: “Эти волосы взял я у ржи”, “Про волнистую рожь при луне”, “По кудрям ты моим догадайся”.
Отдельного внимания заслуживает композиция стихотворения., так как присутствуют лирические повторы, лексическое кольцо и т.д. Такое строение обусловливает особую музыкальность стихотворения и делает еще более выразительной сложную игру чувств и мыслей.
Тамара Гречаная:
Для своего анализа я выбрала бессмертное стихотворение Александра Александровича Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека». До сегодняшнего дня мое отношение к произведениям лирическим было по большей части негативное (мне очень нелегко дается восприятие лирического текста). «Ночь, улица, фонарь, аптека» - исключение, одно из немногих. Много раз перечитывала это стихотворение, и каждый раз находило что-то новое, как бы банально это не звучало.
И собственно анализ. Пейзаж. Блок рисует картину унылую, будничную, «затертую» и в некоторой степени даже отталкивающую.
Казалось бы, никакой лирики. Какая прелесть в «бессмысленном и тусклом свете»? Но такова действительность нашей жизни. Простой обыватель день изо дня видит однообразные пейзажи никчёмной и глупой человеческой жизни. Таков и Блоковский пейзаж. Эти «скупые» строки («Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет») так точно и полно передают непримечательность, серость, удрученность человеческого бытия . И эти « четверть века» (большой временной отрезок по человеческим меркам) довершают картину. Ничего, совершенно ничего не изменится за 25 лет! То, что покажется нам измененным, на деле окажется прежним (как у Блока, изменится только порядок слов, а на смену бессмысленному и тусклому свету придет «ледяная рябь канала»).
Драма этого стихотворения есть драма всей человеческой жизни. Ничего не меняется. Заведенный порядок ,существующий уже на протяжении многих тысячелетий, останется прежним и будет существовать еще многие тысячелетия. Никому из людей не удавалось и не удастся что-то изменить в нашем мире. Мы всего лишь пыль в бесконечно течении времени.
Ключевые слова : «Все будет так. Исхода нет.»
Вероника Исаченко:
Велимир Хлебников
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
1908
Стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик» трудно отнести к определенному виду лирики, но я склоняюсь в сторону пейзажной.
Думаю, основной целью этого стихотворения было не повествование о моменте из жизни кузнечика. Главное - его наполнение различными образами, которые автор раскрывает через средства выразительности, и «игра языка»
Благодаря множеству метафор и эпитетов при прочтении стихотворения в воображении возникают яркие и красочные пейзажи, и читатель может представить мельчайшие детали картины . Какие причудливые слова использует автор!(Крылышкуя, золотописьмом, тарарахнул.) Но, как ни странно, они наиболее точно отражают происходящее, и, казалось бы, обычное стрекотание кузнечика предстает перед нами красивой трелью, которая на протяжении всего прочтения не покидает воображение читателя. Произведение буквально «трещит» и «звенит» от обилия звонких и шипящих звуков: автор умело применяет аллитерацию. Думаю, Хлебникова можно отнести к поэтам языка.
Пейзаж
Что касается пейзажа, то автору удается передать обстановку без каких то конкретных слов, указывающих на окружающие предметы. Мы узнаем ее, делая несложные логические выводы: «Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.» - перед глазами возникают прибрежные заросли.
«"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.» - заросли детализуются конкретными растениями.
Композиция
Кузнечик «Крылышкует золотописьмом тончайших жил» - тем самым вводя читателя в обстановку стихотворения.
Точкой перелома, по моему мнению, явлется момент, когда кузнейчик в «кузов пуза уложил».
И завершение картины знаменует «Пинь, пинь, пинь!», которое является завершающим «аккордом» стихотворения.
Ключевые слова
Это произведение настолько лаконично, каждое слово настолько закреплено в тексте и несет такую большую «образную» нагрузку, что я осмелюсь предположить, что каждое слово является ключевым.
Анализ этого стихотворения оказался для меня очень трудно, и я допускаю возможность ложных мыслей, поэтому прошу не судить меня очень строго.
Мария Куреша:
Я прочитала статью Эдгара Аллана По "О построении художественного произведения" и на основе этого произведения проанализировала творении Виктора Коллегорского [Стихи о душе]
Объем - 12 стихов
Сфера - душа
Интонация - печальная
Эффект - простые предложения.
Во всем стихотворении автор использует ямб.
Первая строфа - четырехстопный и трехстопный ямб с женскими и мужскими окончаниями.
Вторая строфа - пятистопный ямб в первой и третьей строке с женским окончанием, двустопный ямб во второй строке с мужским окончанием, четвертая строка - четырехстопный ямб с мужским окончанием.
Третья строфа - шестистопный ямб с женским окончанием в первом стихе, четырехстопный ямб во второй строке с мужским окончанием и пятистопным ямбом в третьей и четвертой строках с женским и мужским окончаниями соответственно.
Отвечая на ваш вопрос («С помощью каких речевых материалов создает Виктор Коллегорский удивительную трагическую, но и ироническую, почти юмористическую атмосферу в стихотворении [О душе]»), несомненно, стоит указать на использование реминисценций с басней Крылова «Ворона и лисица» и сказкой Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха».
Алиса Павлова:
Для анализа по статье Эдгара Аллана По "О построении художественного произведения" я выбрала одно из моих самых любимых стихотворений Роберта Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее».
Разбирать и анализировать получается конкретно по пунктам, которые Э.А. По приводит в своей статье.
1) Объем. Объем произведения невелик, целостность не теряется, ибо оно прочитывается»за один присест», сразу.
2) Впечатление/эффект/достижение цели. Поэт ставит четкую проблему своей любви, своего существования, но показывает это как достоинство героини, к которой обращается лирический герой. Однако так же он ( поэт) в конце предлагает наилучшее, на его взгляд, решение проблемы.
3) Интонация. Печальная и просящая - наилучшая, как и утверждает По.
4) Рефрен. Главная мысль, которая постоянно повторяется в стихотворении. И так как рефрен воспринимается легче и быстрее, когда это одно слово, то я выделю слово «слабый», «слабее», формы чуть варьируются. Это слово «звучное и способным к подчеркиванию и растягиванию», как пишет Эдгар По. У каждого, конечно, свои ассоциации с данным словом, но в целом оно воспринимается читателем как нечто печальное.
5) Стихотворная техника. Рождественский использует достаточно необычную форму построения стихотворения, ступенчатую. Но даже в этом случае (вспоминаются некоторые стихи Маяковского, построенные похожим образом, где стоит несколько раз прочитать произведение про себя, чтобы правильно расставить акценты и выделить ударные гласные) стихотворение читается легко.
6) Место действия. В этом стихотворении нет определенного места действия. Лично мне представилось, что это - послание, некое письмо лирического героя, возможно, запись в дневник.
Таиса Алишова:
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь
В. Высоцкий
"БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА."
В первой же строчке мы улавливаем аллюзию на античную литературу. Гомер - античный философ, древнегреческий эпический поэт, которому со времён античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Кроме того, нам открывается потрясающий пейзаж - одно только словосочетание «тугие паруса», сразу рисует в воображении величественные корабли и штормовое море.
"Я СПИСОК КОРАБЛЕЙ ПРОЧЕЛ ДО СЕРЕДИНЫ:"
Список, упоминаемый Мандельштамом, есть не что иное, как список кораблей греков из «Иллиады», идущих походом на Трою. Мало кто прочтет его до конца - он чрезвычайно длинен. С помощью упоминания этого списка поэт, вновь обращает читателя к глубине и величию античной культуры.
"СЕЙ ДЛИННЫЙ ВЫВОДОК, СЕЙ ПОЕЗД ЖУРАВЛИНЫЙ,
ЧТО НАД ЭЛЛАДОЮ КОГДА-ТО ПОДНЯЛСЯ."
Метафоры, используемые для описания вереницы кораблей, вновь создают пейзаж, картину происходящего.
И снова перед нами отсылки в Древнюю Грецию. Мандельштам обращается к конкретным фактам: Эллада - совершенно реальное место в Греции, «поднялся над Элладой» - аллюзия на события, описанные в «Илиаде» - поднялись флаги кораблей, когда те шли походом на Трою.
"КАК ЖУРАВЛИНЫЙ КЛИН В ЧУЖИЕ РУБЕЖИ,-
НА ГОЛОВАХ ЦАРЕЙ БОЖЕСТВЕННАЯ ПЕНА,-
КУДА ПЛЫВЕТЕ ВЫ? КОГДА БЫ НЕ ЕЛЕНА,
ЧТО ТРОЯ ВАМ ОДНА, АХЕЙСКИЕ МУЖИ?"
В этих строках можно увидеть отсылки к «Поэтике» Аристотеля или, например, «Пиру» Платона. В очередной раз вспомню не дающую мне покоя цитату из «Поэтики»: "Характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли . Это может быть в каждом человеке: и женщина бывает благородной, и раб, хотя, может быть, из них первая - существо низшее, а второй - вообще подлое." Сказать, что проблема положения женщины поднимается практически во всех произведениях античной литературы - слукавить. Ибо проблемы этой в античности словно и нет. Об этом говорят как бы между прочим, в порядке вещей. Тем не менее, Платон в своем «Пире» говорит о том, что без женщины не было бы и мужчины. Более того, важную роль играет эпизод, где во время спора об Эроте выясняется, что учительница Сократа - Диотима. Отсюда и «Когда бы не Елена, что Троя вам, ахейские мужи…».
В следующей строфе вновь поднимается тема платоновского «Пира» - «и море, и Гомер - все движется любовью». В произведении Платона также высказывается идея того, что все, все в мире основано на любви.
"И МОРЕ, И ГОМЕР - ВСЁ ДВИЖЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ.
КОГО ЖЕ СЛУШАТЬ МНЕ? И ВОТ ГОМЕР МОЛЧИТ,
И МОРЕ ЧЕРНОЕ, ВИТИЙСТВУЯ, ШУМИТ
И С ТЯЖКИМ ГРОХОТОМ ПОДХОДИТ К ИЗГОЛОВЬЮ."
Неспроста я начала со слов Владимира Высоцкого. Всемирный потоп - одно из ярчайших библейских событий, один из древнейших мотивов. Любовь - то чувство, которое волновало людей и будет волновать всегда. С темой любви связаны такие вечные образы как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта… Но, несомненно, основу свою эти образы заимствовали у Елены и Париса, а всем основам искусства любви будущую литературу научили античные авторы.
В русскую литературу тема любви пришла с «Повестью о Петре и Февронии Муромских», и даже в этом произведении можно увидеть следы античной школы, произведений, суждений. Но это уже совсем другая история.