«Мраморные берега» Часть 3

Sep 10, 2014 00:05




Главным событием послевоенных лет в Слюдянке стало открытие месторождения мраморизованного известняка. Мощность продуктивного горизонта достигала здесь 350 метров, а протяжённость около 10 километров. Была рассмотрена возможность его использования в качестве сырья для производства цемента. Запасы сырья на тот момент оценивались в 200 млн тонн. В 1955 году началось строительство крупнейшего на тот момент в Иркутской области карьера по добыче строительных материалов. К 1957 году оно завершилось, и карьер Перевал, названный по имени месторождения, выдал первые тонны сырья.

В настоящее время мраморизованный известняк является наиболее используемым полезным ископаемым Слюдянского района. Его добыча по сей день ведётся силами ОАО «Карьер Перевал». Для строительства плотин Ангарского каскада ГЭС необходим был цемент, и в 1958 году был открыт карьер для добычи сырья для производства цемента, который добывал известняк и отправлял на Ангарский цементный завод. ОАО «Карьер Перевал» является крупнейшим (ежегодный объём производства - больше 1,5 миллионов тонн) и одним из градообразующих предприятий города. Продукция предприятия - известняковый щебень и крошка. Они отправляются в Ангарск на цементный завод либо используются для отсыпки дорог. Уникальность этого карьера состоит в том, что здесь добывают мрамор с высоким содержанием окиси магния.

1. Автоспорт развивается в Слюдянке благодаря карьеру Перевал. Один из этапов Чемпионата Сибирского Федерального округа по горным автомобильным гонкам проводится именно здесь. Именно в день гонок есть шанс разглядеть карьер изнутри. Десятикилометровая трасса с перепадом высот 478 метров, различным (асфальт, мраморная крошка, гравий) покрытием и крутыми (до 180 градусов) поворотами является одной из самых сложных трасс России. Рекорд этой трассы - 4 минуты 49 секунд. Соревнования проводятся в двух дивизионах: объёмы двигателя 1600 и 3500 см³.



2. Традиционная гонка «Байкал» проходит в рамках Чемпионата Сибирского федерального округа по горным гонкам. Сложнейшая трасса карьера «Перевал» уже давно привлекает внимание участников из самых разных уголков Сибири: Читы, Улан-Удэ, Слюдянки, Иркутска, Ангарска, Братска, Красноярска, Канска, Кемерово. В этом году гонка проходила 8 июня, зачёт проводился в двух классах: Д2-1600 - с объёмом двигателя до 1600 см³ (национальной омологации) и «Свободный» - с объёмом двигателя свыше 1600 см³. Также в рамках соревнований были реализованы показательные заезды кроссовых грузовиков класса Т4-3.



Незадолго до проведения гонок мы пытались найти вход на карьер самостоятельно. Учитывая геологическое расположение карьера и густую растительность - сделать это было весьма нелегко. С одной стороны заросли скрывали присутствие посторонних, с другой - они кишмя кишели клещами. К крупнейшим предприятиям города проведены подъездные пути, самый протяжённый из которых ведёт к карьеру Перевал. По наводке самих же охранников с главного поста, мы двинули по железной дороге, которая проходила вдоль автотрассы, ведущей из города к КПП. Когда нас заприметили машинисты на месте погрузки в товарняк мрамора мы удалились с территории. Но за нами выехали. Следом. Тепловоз! Гружёный мрамором состав просигналил нам вслед и остановился не доезжая до нас. Когда же мы спустились с путей к автодороге и пошли в сторону города - гружёная махина медленно продолжила движение, останавливаясь каждый раз, когда обгоняла нас. Машинист недобро глядел в нашу сторону, передавая что-то по рации. Такие остановки неоднократно продолжались, стоило машинисту оказаться впереди нас. Ситуацию также накалил полицейский УАЗик, проехавший мимо нас из города в сторону КПП. Это всё мне напомнило сцену из фильма «Без вины Виноватый», когда поезд выныривал из кустов. Мы, ошарашенные такой картиной, не долго думая рванули в лес и через речку вышли в город. Спустя какое-то время я узнал дату проведения гонок. Она была по закону подлости - завтра. В мой рабочий день. Поэтому пришлось отпрашиваться с работы, чтобы не упустить шанс отправиться на карьер.

3. К сожалению или к счастью, самая ранняя маршрутка до города не успела к началу гонок, и оказавшись на территории нас не пропустили к смотровым площадкам, автобусы уехали. Пришлось пробираться через клещатник, обходя посты ГИБДД тайком. Таким образом мы смогли прощупать карьер изнутри и одновременно следить за процессом гонки. Не самое безопасное решение, но следующая возможность была бы не раньше чем через год.



4. Такую композицию можно увидеть, пробираясь тропинками через чащу.



5. Вдоль дороги проходит канатная дорога, по которой горная масса доставляется на дробилки и погрузку.



6.



7. Для транспортировки белого камня - БЕЛАЗы наиболее подходящий транспорт.



8.



9. Карьер рудника расположен на хребте разделяющий русла рек Слюдянка и Похабиха и виден даже с расстояния в 20 км с автомобильной дороги Иркутск - Култук. Выбравшись из засады я следую вдоль дороги и посматриваю за выезжающими гоночными автомобилями. Пока я нахожусь ещё близко к старту со мной двигаются несколько небольших групп наблюдателей, бредущих до места массового скопления людей, которых увёз на стоянку автобус.



10.



11.



12.



13. Трасса: длина - 9800 метров, перепад высоты 478 метров, ширина до 20 метров, всего 24 поворота, из них отрицательных - 3.




14.



15. Дробилка предварительного дробления -150 мм.



16.



17. Сразу за ней, в районе крутого поворота открывается превосходный вид и здесь же расположились зрители, наблюдающие занос гоночных машин.



18.



19.



20.



21.



22.



23. Слева под карьером проходит самая популярная тропа на пик Черского.



24. Кладбище деталей отработавшей техники. Дальше этого места посетителей не пускают, однако мы продолжим свою экскурсию.



25.



26.



27.



28.



29. И направимся в место проведения взрывных работ.



30. Карьером вскрываются существенно кальцитовые и существенно диопсидовые метаморфические породы. Часты жилы и блоки существенно полевошпатовых пород. В середине первой очереди карьера вскрыта крупная зона диопсидовых пород обогащенная хромом и ванадием, которая интенсивно изучается иркутскими минералогами, и дала уже несколько находок новых и редчайших минералов.



31. Даже сквозь груды камня пробивается жизнь.



32.



33. Общая глубина карьера около 100 метров. Размеры его такие, что за день успеваешь посмотреть очень малую его часть. Мне пришлось преодолеть все 10 километров трассы, впритык по времени проведения мероприятия. Кстати, летом ходить по карьеру без темных очков категорически не рекомендуется.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



40.



41.



42.



43.



44.



45. Пеньки с резиновой ручкой - это временные пробки для пробуренных скважин. До взрывных работ они предотвращают возможность падения рабочих в яму.



46.



47.



48. Шарошечный буровой станок 6СБШ-200-32 - буровая машина, которая устанавливается на передвижную раму, или самоходную платформу. За счет этой части станка обеспечивается его устойчивость и возможность перемещения по местности. Применяются такие станки для бурения разведочных и взрывных скважин.



49. Шарошечное бурение - это способ бурения скважин шарошечным долотом. Это важная часть любого бурового оборудования. При таком способе бурения горные и породы и руды разрушаются твердосплавными или стальными зубцами шарошек, которые вращаются и прижимаются огромным осевым усилием. Шарошечное долото - основной инструмент карьерных станков, выполняющий дробящее-скалывающие и дробящие функции. Долото имеет фрезерованные зубья разной длины и конструкции, может так же содержать впрессованные шипы и штыри из твердых сплавов - для разрушения горной породы. Обычно шарошки бывают одно-, двух- и трехконусными.



50. В пластах известняка проводятся буровые работы. Затем в пробуренные ходы закладывается взрывчатка, и производится взрыв. После взрыва глыбы известняка погружаются на БелАЗы и перевозятся к бункерам первичного дробления. В бункерах первичного дробления происходит перемалывание глыб в более мелкие камни, затем по уникальной трехкилометровой канатной дороге известняк доставляют в 180 вагонетках по 1 м³ каждая к бункерам вторичного дробления. Там их превращают в готовую продукцию и доставляют на склад.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57.



58.



59. Возвращаемся на трассу и продолжаем движение по извилистому серпантину на самый верх горы, продолжая наблюдать за гонкой.



60.



61. Отвал №3.



62.



63.



64. Шагая довольно долгий промежуток времени по жаре я всё таки увидел конец пути. До верхушки карьера оставалось совсем немного.



65.



66. А отсюда и Байкал видать! Назад я возвращался уже бегом, успел добежать до единственной машины, водителем которой оказался один из организаторов гонок. Он довёз меня до ворот проходной, по пути мы разговаривали о гонках и самом карьере.



67. На этом я завершаю последнюю главу рассказов о байкальском мраморе. Это был очень насыщенный день. Незадолго до гонок мы убегали от тепловоза. Пришлось отпрашиваться с работы, чтобы попасть на это мероприятие, о котором я узнал почти в последний момент. Затем мы опоздали и прятались от поста ГИБДД в кустах, полных клещей. Далее ходьба в гору с двумя фотоаппаратами на перевес в жару. Преодоление расстояния почти в десять километров и спуск с карьера на последней оставшейся машине организатора гонок. Эта вылазка определённо удалась. Всем спасибо за просмотр и до новых встреч.



«Мраморные берега»: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

гонки, мрамор, байкал, urbex, tourism, карьер

Previous post Next post
Up