«Мраморные берега» Часть 2

Sep 10, 2014 00:01




От Бугульдейского берега Ольхонского района мой рассказ перемещается в район Слюдянский. Если бы мы плыли на лодке - мы бы преодолели расстояние в 200 километров по воде. Это весь южный Байкал. И теперь, высадившись в Слюдянке мы пересекаем город и поднимаемся к моим любимым горным распадкам, здесь я коротал дни и ночи, исследуя подземные выработки слюдяных месторождений, о которых неоднократно рассказывал. Но сегодня наша цель - мрамор и мы уходим в сторону второго карьера по его добыче.

1. Два километра дорожного полотна до карьера «Динамитный» выложены ослепительно белым камнем. В «Динамитном» добывали мрамор для строительных нужд. Но самое интересное, что дороги в Слюдянке тоже построены с добавлением мрамора из этого самого карьера. Его стали добавлять в битум, когда готовили асфальт. Асфальт получался высшего качества.



2. По пути стоят терриконы отвалов горных пород.



3.



4. Прохладный свежий воздух делает пребывание на природе ещё более приятным. Только что закончился дождь и мраморные обнажения сверкают глянцем.



5. В 1975 году, после прекращения добычи слюды, необходимо было перепрофилировать рудоуправление для сохранения рабочих мест. Решено было добывать строительные материалы. Слюдянское рудоуправление вошло в состав промышленного объединения «Росмраморгранит» Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и начало добычу мрамора, гнейса и гранодиоритов.



6. Сторожка и трансформатор, который всё ещё гудит.



7. Внутреннее убранство. Крыша над кроватью уже прогнулась и начала протекать, в остальном это место вполне приемлемо для ночлега.



8.



9.



10. Главная достопримечательность объекта - не плохо сохранившаяся ЭКГ-5А - электрическая карьерная полноповоротная механическая лопата на гусеничном ходу, предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом.



11.



12.



13.



14. Нельзя просто так взять и не сделать макро.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32. Осмотрев карьер, мы возвращаемся по серпантину в обратном направлении, но это ещё не всё.



33. С карьером соседствует ещё один небольшой заброшенный карьер «Стрелка». Когда в 2010 году мы искали здесь штольни, Стрелка всё ещё работала. Я помню бульдозер за работой и самих рабочих, но сейчас здесь всё опустело. Исходя из уцелевших записей в журнале, могу предположить, что карьер прекратил работу в тот же год. Исчезла и табличка с названием карьера. На схеме в одной из избушек план устройства транспортировочных лент был подписан, как «Динамитный», поэтому смею предположить, что карьеры были объединены: один для добычи, второй для дробления и вывоза.



34. Ныне не действующий карьер вскрывает собой контакт биотитового гнейса, подстилающего производственную полосу пироксен-амфиболовых гнейсов Рудника №1, с известково-диопсидовой породой. Порода эта является продуктом изменения мраморов, подстилающих биотитовые гнейсы. В последние годы работы здесь производили щебень и мраморную муку.



35. Скрипнув дверью мы входим в будку пультовой, откуда осуществлялось управление транспортировочными лентами.



36. Неожиданно для нас - сработала сигнализация. Это вылез испуганный до ужаса дикий кот Василий! Увидев нас, Василий немедленно поспешил выбежать в окно. Так как все окна целые он несколько раз просто стукнулся головой о стекло, пытаясь задать координаты направления к выходу. И неудивительно: кабина защищает оператора от воздействия шума, вибрации и пыли. Когда он понял, что единственный выход наружу лежит только через дверь, в проёме которой я стоял, котище начал безумно орать. Так громко коты не орут даже в марте. Он метался по углам и не желал реагировать на мой успокаивающий голос. Я уже было подумал, что на крик Василия сбегутся не то что с ближайшего КПП, а со всей Слюдянки. Кот вылетел через дверь и убежал по транспортировочным лентам, аки мраморный камушек. Больше мы Василия не видели.



37. Панель управления Василия.



38. Карьер оборудован цепью агрегатов ПДСУ-200. Это установка большой производительности, которая состоит из агрегатов, каждый из которых выполняет только одну технологическую операцию, что позволяет использовать их. в различных сочетаниях для переработки изверженных, осадочных и гравийно - песчаных пород. Установки используют при строительстве магистральных автомобильных дорог, аэродромов, в гидротехническом строительстве.



39. Виктор нашёл инструмент.



40.



41.



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48. Грохота.



49. Заклёпки на ленте.



50. Половины валиков на транспортировочном механизме уже нет, поэтому по ленте можно местами спокойно ходить, а местами прыгать, как на батуте.



51.



52.



53. Японский мотор.



54.



55.



56.



57. Традиционный вид на берег.



58. И вид на террикон с оголовка транспортёра.



59.



60.



61. Пластинки слюды и мраморный песок.



62.



63.



64. Главная схема сего безобразия.



65. М416 - измеритель сопротивления заземления.



66. Фракции щебня, производимые на дробилке.



67. Всё ещё действующая техника, которую я видел на ходу.



68.



69. На этом второй обзор мраморных месторождений Южного Байкала закончен. Следующая часть будет посвящена карьеру «Перевал», а между ними хотелось бы упомянуть ещё один карьер по добыче розовых облицовочных декоративных мраморов «Буровщина». Отдельный ему блог я посвящать не стал, но кому интересно - можете посмотреть на Яндексе.



Спасибо за внимание, продолжение следует.
«Мраморные берега»: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

мрамор, байкал, urbex, карьер

Previous post Next post
Up