Stasi files: scanner struggles to stitch together surveillance state scraps faz.net
Файлы Штази: сканер пытается сшить обрывки государства тотальной слежки
Машина, занятая восстановлением порванных документов секретной полиции Восточной Германии, сталкивается с проблемами
Самая большая головоломка в мире, похоже, должна будет решаться вручную, пока технология пытается собрать воедино миллионы документов Штази, разорванных на клочки в последние дни режима Восточной Германии.
Финансируемое правительством ведомство по документам Штази (оф. название - «Ведомство Федерального уполномоченного по документам службы безопасности бывшей Германской Демократической Республики», нем.
Die Behörde des Bundesbeauftragten für die Unterlagen des Staatssicherheitsdienstes der ehemaligen Deutschen Demokratischen Republik (BstU) - прим. пер.) подтвердило на прошлой неделе, что было вынуждено приостановить проект стоимостью 8 млн. евро (7 млн. фунтов) по цифровому восстановлению содержимого 23 мешков, набитых разорванными документами, детализирующими активность секретной полиции. Причина - сканирующий прибор, используемый ведомством, не был достаточно продвинут.
Более 40 лет существования коммунистической Восточной Германии министерство государственной безопасности построило одно из наиболее сплоченных государств тотальной слежки в современной истории. Штази, сокращение от Министерства Государственной Безопасности (скорее, от самого слова «государственная безопасность», нем. Staatssicherheit, произношение «ШТАатсЗИхерхайт» - прим. пер.), создало обширную сеть полностью или частично занятых ищеек. Некоторые историки считают, что там был один информатор на каждые 6,5 граждан.
После воссоединения Германии в 1990 году был создан архив, чтобы позволить жертвам системы получить доступ к записям о себе, но перед этим пачки документов были отправлены в шрёдер или порваны вручную с целью скрыть деятельность режима.
Нет никаких официальных оценок объёма уничтоженных записей, в то же время исследователи полагают, что от 10 до 40 процентов содержания архива могут быть потеряны для истории.
С начала 1990-х служащие, занятые в ведомстве, смогли вручную соединить более чем 1,5 млн. страниц уничтоженных документов, пролив свет на использование Восточной Германией допинга в спорте, на связи между Штази и западногерманской террористической группой «Фракция Красной Армии», а также на репрессии в отношении писателей, критически настроенных к режиму.
Восстановленные документы вынесли на свет историю молодого австрийского студента теологии, который сдал Штази нескольких своих однокурсников, когда те доверили ему план бегства на Запад. В качестве награды информатор получил профессорскую степень в Йенском университете.
До 2015 года ведомство по документам Штази передавало часть работы по ручному восстановлению федеральному агентству по делам беженцев в Баварии (оф. название «Федеральное агентство по миграции и беженцам», нем.
Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, расположено в Нюрнберге - прим. пер.).
Но сотрудники имели дело с документами, которые были разорваны более четырех раз. «Когда у вас девять фрагментов на один лист А4, человеческий мозг просто не может за ними уследить», - говорит Дагмар Ховештедт, пресс-секретарь ведомства по документам Штази.
Так называемый
ePuzzler, работающий на алгоритме, разработанном в Институте Фраунхофера и стоившем около 8 млн. евро федеральных денег, с 2013 года смог цифровой обработкой восстановить около 91000 страниц. Однако недавно он столкнулся с трудностями.
Последние два года ведомство по документам Штази ждет, пока инженеры разработают более продвинутые приборы, способные сканировать меньшие фрагменты, некоторые из которых размером с ноготок.
еPuzzler работает по сопоставлению типов бумажной массы, шрифта пишущей машинки или контура порванной страницы. Он сражался с рукописными документами, которые были согнуты перед тем, как из разорвали - тем самым некоторые фрагменты остались с почти идентичными контурами.
ePuzzler также требовал помощи человека при подаче бумажных фрагментов в сканер и при проверке получившегося результата, еще более замедляя процесс.
«Сейчас у нас нет сканера, с которым мы могли бы работать», - говорит Ховештедт, добавляя, что ее ведомство надеялось, что технологический прогресс позволил бы архиву возобновить восстановление уничтоженных записей в этом году.
Ведомство по документам Штази утверждает, что их попытка буквально собрать воедино историю государства тотальной слежки была беспрецедентной в мировом масштабе. «Мы занимаемся исследовательским проектом, который требует от нас создать технологию полностью с нуля».
В то же время небольшая группа ручных сборщиков продолжает свою работу по восстановлению наиболее грубо порванных документов.