Петрозаводск (часть 1)

Feb 05, 2012 04:18




Борис Босарев/photosight.ru

Открываю свой рассказ о столице советской Карелии с чужой фотографии, так как мне покататься на вертолете в Петрозаводске не удалось. А возможность была, кулер летает раз в день на Кижи (с аэродрома Пески) за какие-то жалкие 460 рублей. Но - не получилось, не срослось.

Фотография сверху дает хорошее представление, какой Петрозаводск на самом деле немаленький.
Все петрозаводчане почему-то считают своим долгом убедить вас в том, что город их крохотный и незаметный, особенно в сравнении с Питером. Если обращать внимание на статистику (население чуть меньше 300 тысяч), то в это можно поверить - до тех пор, пока сам не окажешься на петрозаводских улицах и в прионежских районах-кварталах. Как любитель пешеходных прогулок со стажем, могу сказать: тут есть, где разгуляться. Я вот так сразу не нашел данных о площади города, поэтому никаких раскладок-сравнений не будет. Поверьте на слово. На фотографии только часть старого Петрозаводска и легкий намек на новые кварталы у горизонта.

Вот, кстати, еще одно фото того же автора, с другой стороны:


Борис Босарев/photosight.ru

Здание со шпилем - железнодорожный вокзал, куда приходят в т.ч. поезда из СПб. Ось вокзал-Онежское озеро носит имя  проспект Ленина. На этой фотографии, кстати, можно найти возможное объяснение несоответствия большой площади и небольшого населения. Слева - объемное зеленое пятно, пойма реки Неглинки, одна из нескольких петрозаводских "ямок" (город вообще неожиданно холмистый, все время то вверх, то вниз). Между петрозаводскими микрорайонами обязательно найдется нехилый кусок какого-нибудь леса или что-то в этом роде. Отсюда меньшая плотность населения, 2456 чел/кв. км в ПТЗ против 3384 в СПб.

Кстати, справа от вокзала строительная площадка за забором, видите? В январе 2012 года здесь уже возвышается вот это:


(Фото без подписей мои; в этом посте из-за недостатка времени они не обрабатывались, поэтому придется смотреть на столбы и петрозаводское небо, расчерченное проводами)

Здесь концерн "Питер" из СПб пытается построить гостиницу. Строительство идет, видимо, не без проблем, так как сроком окончания первоначально назывался "май 2011 года". Питерские девелоперы такие питерские.

Плавно переходим к рассказу о "красивых домах". Петрозаводск относительно молодой город (основан - питерцы, вы не поверите! - в 1703 году), получивший этот статус в 1777-м, при Екатерине. Домов дореволюционной постройки осталось очень мало. Вот один из них:



Это дом Захаровых, построенный в 1905 году. Образец типичного для ПТЗ тех лет деревянного зодчества. Вот табличка в подтверждение, тоже деревянная:



Почему именно у него охранный статус, я понял не до конца. Закралась мысль, что составители таблички каким-то чудовищным образом забыли упомянуть неких олонецких революционеров, собиравшихся здесь когда-то. Хотя, может быть, я просто слишком политизирован, и 30 сентября 1982 года Совет Министров Карельской АССР просто решил пожалеть приглянувшийся деревянный домишко.

Дом Захаровых - это такой петрозаводский "Дом Дельвига", символ борьбы за историческое архитектурное наследие. За ним возвышается громадина (для этой части ПТЗ - вполне себе громадина) нового жилого дома, неистовые девелоперы хотели снести и неказистого деревянного соседа. Но общественность встала на защиту и отстояла его. Ну и хорошо.

Дом Захаровых стоит на перекрестке улиц Свердлова и Дзержинского. Кстати, в центре ПТЗ все топонимы такие. Есть еще Киров, Андропов, Куйбышев, Гагарин, Титов, Андропов, Крупская, местные большевики Антикайнен и Анохин. Мне рассказали, что в период перестроечного лихолетья переименовали только улицу Урицкого. Даже мне стало интересно, а как все эти "советские" улицы назывались до революции. Интерес пока остается неутоленным.

Но вернемся к перекрестку Свердлова и Дзержинского. На нем стоит также здание, которое поразило меня в ПТЗ, пожалуй, больше всего. Это Дом Связи, обретший свой окончательный вид в конце 1940-х - начале 1950-х (в Инете куча противоречивой инфы о годах постройки).



Признаюсь, такую архитектуру я не ожидал увидеть в Петрозаводске. Да и вообще нигде не ожидал увидеть, в СПб тоже бы очень удивился. Оказывается, сталинские зодчие могли включать воображение на всю катушку и выдавать на гора интереснейшие объемные решения. Люди, наверняка более сведущие в архитектуре, пишут о "неоренессансе". Что ж, звучит красиво, под стать этому зданию. Оно просто запало мне в душу.



Пишут, что куранты раньше еще и время каждый час отбивали, но по просьбе жителей окрестных домов эту опцию отключили. Как турист, жалею.



Кстати, перед поездкой я просмотрел  пост о Петрозаводске известного блоггера periskop, который тоже бывал на этом перекрестке, но почему-то полностью проигнорировал Дом Связи. Зато кучу внимания уделил намного более скучному зданию "Детского мира"/Гостиного Двора. Последнее, кстати, сейчас выглядит существенно лучше, чем на фото Перископа:



Еще один интереснейший артефакт на этом перекрестке находится в кустах между Гостиным Двором и домом Захаровых. Найти его не так просто, сфотографировать еще сложнее.



Это стела в форме неправильной трапеции с мозаикой на лицевой стороне. Мозаика частично отбита. Заметны волны, хорошо различима надпись "ЛУЧШИЙ ОТДЫХ". Сопровождавший меня гид, хорошо знакомый с ПТЗ), объяснить происхождение стелы не смог. Вроде бы стояла с советских времен, вроде бы где-то рядом находился офис "Интуриста", вроде бы никаких других надписей не было. Вот последнее особенно странно. Лучший отдых - и что дальше? В совеццкие времена любили конкретику, обязательно дополнили бы. Хотя фиг его знает.

Отвлекаясь от перекрестка Свердлова и Дзержинского (хотя именно там мне показалось, что я проникся истинным очарованием ПТЗ), нужно назвать еще две группы сохранившихся дореволюционных домов. Самые известные стоят на Площади Ленина, которая (надеюсь, все понимают, что под другим названием) являлась центром царского Петрозаводска.



В центре внушающий памятник собственно Ленину, установленный еще до войны (скульптор, кстати, сам Манизер) и переживший финскую оккупацию. Финны, правда, памятник демонтировали,



(front.karelia.ru)

а на освободившемся постаменте установили пушку.



(front.karelia.ru)

Пушка, кстати, не совсем простая. Это 150-мм гаубица из состава 2 тяжелого артдивизиона майора Люкандера, который сражался в Зимнюю войну на Карельском перешейке и 13 февраля 1940 года попал под удар прорвавшихся советских танков. Погибло много финских артиллеристов, в финском военно-патриотическом эпосе эпизод носит характер трагичного мифа о доблестных защитниках родины. Наши танкисты захватили все гаубицы дивизиона, кроме двух, которые финны заранее оттащили в тыл для ремонта. Вот одну из этих счастливо выживших пушек и притаранили потом в Петрозаводск. После войны, ясное дело, Ленина вернули на место.

До Ленина тут стоял памятник Петру Первому, который потом перенесли на Онежскую набережную. Ну и площадь тогда называлась соответственно Петровской.

Окружают Ленина дореволюционные дома, в которых раньше находились всякие присутственные учреждения т.н. Олонецкой губернии.



Вот примерно такого плана невысокие дома, конкретно в этом находится Краеведческий музей, куда я не попал. На доме красуется табличка следующего содержания:



Немного забегая вперед, скажу, что подавляющее большинство советских монументов, сохранившихся в ПТЗ, связаны именно с Гражданской войной, а не с Великой Отечественной. Например, комплекс с Вечным огнем на той же площади также посвящен в первую очередь героям Гражданской:



(На заднем плане - "Дом Горного начальника")



Тут же есть братское захоронение, текст на надгробных досках повествует о малоизвестных эпизодах Гражданской войны в Карелии. Хочется засесть за книги и таки разузнать, что за бой такой вела канонерская лодка Онежской флотилии 6 ноября 1919 года. К своему стыду, должен признать, что вот эти моменты - темный лес для меня.



Собственно вечный огонь и очередная "ямка" за ним, в которой стоят в т.ч. бесчисленные корпуса Онежского тракторного завода. Завод якобы работает и сейчас, хотя все местные жители почему-то говорят о нем в прошедшем времени. Важная деталь: именно это предприятие (под названием "Шуйский оружейный завод") собственно и положило начало Петрозаводску в 1703 году.

За Краеведческим музеем располагается Губернаторский парк, в котором была обнаружена небольшая экспозиция под открытым небом с продукцией завода-прародителя:



(пушки с оторванными казенниками; жертвы каких-то заводских испытаний?)





Кровавые жернова большевистского террора



Пояснительная табличка детектед. Но они есть не везде, а те, что есть, иногда нечитаемы. Очень жаль, инфа о представленных девайсах лично мне бы не помешала.





"Крестьянская сыродутная домница XV-XVII вв. для плавки чугуна из болотной железной руды (передняя стенка не сохранилась). Доставлена из села Покровского Медв. р-на (Медвежьегорского района) в 1959 (1969?) г."

И напоследок гвоздь программы - первая железная дорога России:



(обратите также внимание на нечто скрученное справа)

Официально это называется "железный колесопровод", в качестве тяги выступали лошадки, но тот, кто скажет, что это не железная дорога, пусть бросит в меня камень и заодно отбуцкает министра Фурсенко. Жаль, я так и не понял, в какой именно период колесопровод использовался. Вообще даже в Инетике информацию об этой части Губернаторского парка найти довольно сложно.

Теперь перейдем к еще одной достопримечательности старого Петрозаводска - Дому горного начальника.



(странноватая получилась фотография, но ладно, пусть повисит)

Как и почти любой дом в этой части Петрозаводска, здание увешано мемориальными табличками:



Кто хочет, тот может почитать о Карле Карловиче Гаскойне подробнее.



Пройдя немного дальше за Дом горного начальника, мы увидели сильно озадачившее меня сооружение - недостроенный монумент "воинам, партизанам и подпольщикам Карельского фронта":





А вот как это должно было выглядеть:



(Отсюда)

Никогда еще о таком не слышал - совеццкая власть вроде бы старалась за такими вещами следить, и подобные памятники сооружались быстро и без особых задержек. Да и в новой России, особенно в последнее десятилетие, к памяти о Великой Отечественной относятся щепетильно, заставляя даже эффективных менеджеров изыскивать необходимые средства и ресурсы. Что произошло в Петрозаводске - непонятно. Местные чиновники, в лице главы республики Нелидова, обещают обязательно достроить памятник, но ссылаются на объективные трудности: "Это не такое, что, вот, решение мы приняли, пошли завтра в кассу, взяли, и отдали кому-то, так нельзя" . Здесь даже называют срок окончания работ: осень 2014 года, круглая дата, связанная с освобождением Петрозаводска. Здесь телеграфно излагается история памятника: Советы просто не успели, поставили лишь "гранитную глыбу", потом не хватало денег, к 300-летию ПТЗ на глыбе высекли образы тружеников войны (если судить по фотографии сверху, особо при этом не заморачиваясь).

Я тут не хочу делать никаких выводов, для этого надо намного глубже влезать в тему. Но у меня сложилось (сиюминутное и поверхностное) впечатление, что память о Великой Отечественной не является для карельской столицы "регионообразующим фактором". Даже коммунисты концентрировались здесь больше на formative years, на установлении советской власти и Гражданской войне. Бои за Петрозаводск, особенно в 1941 году, тоже словно окутаны туманом, если судить по беглому обзору Инета. С удовольствием послушал бы каких-нибудь специалистов на эту тему.

Уже уходя с площади Ленина, мы наткнулись на веселый плакат рядом с министерством по природопользованию и экологии Карелии:



Я всего за несколько дней до того столкнулся с  елочным патрулем, поэтому плакат по-настоящему улыбнул. В двух шагах от плаката запечатлел карельский креатив против неправильных парковщиков:



Ну а чего, все-таки лесной край... Да и к тому же министерство лесное, опять же... На месте министерства, кстати



располагался дом, в котором жил олонецкий губернатор Гаврила Романович Державин:



А напротив министерства до сих пор гостеприимно распахивает двери ресторан "Петровский", в котором в лихие девяностые собирались петрозаводские авторитетные предприниматели. Но это так, к слову.

Другое скопление старых домов находится на площади Кирова. Мы там оказывались затемно (зима, однако), поэтому фотографий почти не будет. Сохранилось здание бывшей гимназии, в которой учились художник Поленов



и языковед Фортунатов:



Вообще же главными объектами на площади Кирова являются музыкальный театр советской постройки и памятник Кирову. А если взглянуть на памятник Кирову от одиннадцатой (или тринадцатой?) колонны театра, то... Но об этом как-нибудь в следующий раз, а пока вот один из залов главной петрозаводской сцены:



Как мы сделали этот снимок? А просто вошли в холл, не раздеваясь дошли до лестницы, поднялись на второй этаж, из зала выходили дети и взрослые (какое-то новогоднее представление, судя по всему), я попросил женщину, закрывавшую дверь на ключ, подождать пару мгновений, так как я хочу сфотографировать интерьеры. "Конечно, конечно!" - радостно ответила она. Все это было так приятно. В моем любимом, родном СПб я бы не прошел дальше холла. И пять раз объяснялся бы с какими-нибудь церберами.

Ну вот, о двух очагах старого, дореволюционного Петрозаводска рассказал, можно двигаться дальше. Но перед этим тискну еще фото загадочного дома на проспекте Ленина:



Почему загадочного? Да просто  в том самом посте periskop   было выдвинуто сразу несколько версий о времени его постройки. Мне подтвердили "финскую оккупационную". На этом и остановимся.

periskop, безусловно, прав в одном - главной архитектурной фишкой ПТЗ является непривычно ласкающая взор сталинская архитектура. Она не носит здесь нарочитой монументальности, как это часто бывает в Москве и СПб. Ее вообще бывает трудно ассоциировать со сталинками в обычном понимании.



Чем-то напоминает Таллин(н). Уютно.



Немного отвлечемся от архитектуры. Кофейня "Парижанка" - это петрозаводский "Кофехаус", Scheißkette, как говорят наши друзья немцы. В центре города "парижанки" встречаются практически через шаг. Когда появилось первое кафе, все были рады, и "Парижанка" считалась модным местом. В последнее же время отношение к чрезвычайно расплодившимся кофейням изменилось. Петрозаводчане используют при этом те же обороты речи, что и питерцы, когда говорят о своих сетях. Стало как-то банальненько. Хотя я внутри не был, все со слов.

Наверное, самое время поговорить о местном общепите. Он хорош. Очень много забегаловок на любой вкус, в центральной части найти что-то подходящее - дело пяти минут максимум. Пиарю кофейню "Оттолина" на проспекте Ленина (дом 7). Качество интерьера, продуктов и обслуживания - как в СПб, никаких отличий. А вот цены - мечта поэта. Я специально пролистал все меню (страниц двадцать) и не нашел ничего дороже 200 рублей. У нас на двоих (латте, американо, еще один американо, два чая, тирамису, еще какой-то пирог - долго сидели, да, замерзли во время прогулки) вышло меньше пятисотки. А? Жители "столичных мегаполисов", как оно вам? Не надо про зарплаты только, здесь же не сайт Госкомстата.

А вот еще одна фишка - сеть ресторанов быстрого питания "Мак Дак":



(кадр обрезан по вывескам местного филиала ЛДПР и ресторана "Кавказ" прямо под ней)

Я внутри не был, но реклама предлагает те же гамбургеры и прочее. В "Мак Даке" у кинотеатра "Калевала" предоставляется и услуга "Мак Авто". В общем, копия практически полная. А вот настоящей, оригинальной макдачной в ПТЗ пока нет. Вроде слышал, что первая откроется в торгово-развлекательном центре "Макси", который строят в тридцати метрах от представленного на фото "Мак Дака".

Остается позавидовать спокойствию бизнес-капитанов настоящего "МакДональдса", которые не затаскали петрозаводский проект по судам. Впрочем, короткий обзор Инета показал, что в регионах явление достаточно распространено. Но не очень востребовано - вот и все виденные мною в ПТЗ "Мак Даки" стояли полупустыми.

Что можно сказать о торговле вообще? У крупных московских и питерских ритейлеров в ПТЗ проблемы. Есть «Магнит», «Семья», «Находка». «Дикси» - большущая редкость, видел один-единственный магазин на Ключаге. В начале января 2012 года висели рекламные плакаты об открытии первого «Буквоеда». Есть одна «Лента», которую, по рассказам, открывали с боем. Зато есть собственный гипермаркет "Сигма" и сеть супермаркетов "Лотос", которые входят в один холдинг. Крупных ТРЦ в питерском понимании крайне мало, но это, кажется, временно. На проспекте Ленина недалеко от правительственного квартала строят уже упомянутый ТРЦ «Макси»:



Особой радости по поводу его скорого открытия не наблюдается. Рассказывали, что на месте "Макси" раньше был милый скверик. Знакомая ситуация... На углу проспекта Ленина и улицы Кирова вообще происходят удивительные вещи - выкопана гигантская и ОЧЕНЬ глубокая яма. В этом месте чуть ли не к концу этого года появится первый в Петрозаводске подземный торговый комплекс. Зачем он здесь, не понимает никто, включая нынешнего главу профильного комитета петрозаводской администрации: "...все нормальные люди понимают, что никакой торговый комплекс тут не нужен". Однако яма выкопана, в ней незадолго перед Новым годом нашли труп 39-летнего мужчины. Жителям не остается ничего другого, как ловить лулзы.

Ну его на фиг, этот бизнес. Вот здание Петрозаводского государственного университета, выходящее фасадом прямо на проспект Ленина:



На первом плане - маршрутка, на дверце табличка с ценой за проезд. Разглядели, да? Пару слов о транспортной ситуации в ПТЗ. С общественным транспортом ситуация крайне нетривиальная, по крайней мере, на взгляд питерца. Муниципальный ОТ - только троллейбусы, которые снаружи и внутри выглядят абсолютно так же, как и в СПб. Мне рассказали, что в советское и первое постсоветское время были еще автобусы (в т.ч. «Икарусы»), но затем «автоколонну купили и развалили».  И остались маршрутки, в качестве которых используют машины разных типов (наиболее крупные - ПАЗы). Самое вкусное - да, цена за проезд. Внимание! Троллейбусы - 12 (двенадцать) рублей, маршрутки - 15 (пятнадцать). То есть, ровно в два раза дешевле СПб.
Отдельная песня - такси. Приехавшему в Петрозаводск впервые наверняка покажется, что машин с шашечками здесь столько же, сколько и всех остальных легковых машин, вместе взятых. Или даже чуть больше. Используемые типы опять-таки самые разные, но больше всего в глаза бросаются «Матизы». «Дэу Матиз» - вообще один из главных автосимволов карельской столицы, их непропорционально много и у простых петрозаводчан, никак не связанных с частным извозом. Кроме «Матизов» есть и «Шкоды», и классические «Лады», и еще много чего.

Такси востребованы и баснословно дешевы. В новогоднюю ночь автор этих записок был поражен размышлениями вслух одного местного жителя о своей предполагаемой поездке на такси почти через весь город. Поскольку Новый Год, то таксисты могут содрать «до 300 рублей». Понимаете, да? Питерцы! До трехсот рублей! В итоге он-таки поехал в новогоднюю ночь, около двух часов, на такси. Через весь город. Сопоставимо с расстоянием, допустим, от Дворцовой площади до метро «Парк Победы». Заплатил ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ РУБЛЕЙ. 250. (Здесь было грубое матерное ругательство)

При этом с такси не все так просто. Когда пришла грустная пора прощания с гостеприимным онежским мегаполисом, аффтар решил проехать на такси с Древлянки до железнодорожного вокзала. Почему-то никто не хотел принимать заказ на определенное время. "Мы так не работаем". В итоге заказали просто так. Машина приехала быстро, но водитель по дороге начал рассказывать удивительные вещи. Что на Древлянку никто не хочет ехать, это далеко (10-15 автоминут от проспекта Ленина), что вообще никто не хочет работать, из 20 машин парка работают две и т.д. Одним словом, не все так шоколадно. Хотя цены все равно травмируют, да.
Петрозаводские дороги - единственное, что меня неприятно поразило. Они откровенно плохие. Еще петрозаводчане вовсю жалуются на пробки. Я там был во время новогодних каникул, поэтому их не видел. Но уровень автомобилизации действительно высок, вряд ли серьезно уступает питерскому. Опять без статистики, сорри. Сверху была ссылка на госкомстат, если что.

Машины в том числе помогают ездить за водой на родники. Да! Несмотря на вполне себе функционирующую водопроводную систему весь город ходит/ездит на родники за водой для питья и приготовления пищи. Более того, на родниковой воде якобы работает весь петрозаводский общепит (мне, по крайней мере, так сообщили). Вот фото с одного из таких родников-источников, в кадр попала и типичная канистра, в которой чудо-воду таскают местные:



(На голове у лягушки раньше была корона, но поработали не то вандалы, не то охотники за металлами)

Когда мы ходили к источнику, то встретили настоящие санные поезда с такими канистрами. Хорошо, что какие-нибудь западные фотокорреспонденты этого не видели. А то ведь какой сюжет: "В то время как глобализированные элиты крупных мегаполисов погрязли в гедонизме, в российских регионах люди испытывают нехватку даже питьевой воды". Лулзы лулзами, но где же объяснение? Мне рассказали, что еще несколько лет назад качество водопроводной воды было ниже всякой критики. Она имело стойкий бурый цвет и была пригодна разве что для мытья, да и то с ограничениями. Недавно были введены в строй новые очистные сооружения, и ситуация существенно улучшилась. Но и многолетняя привычка к родниковой воде осталась. Мда, и все это на берегу одного из самых больших пресноводных резервуаров Европы. Пруфы в Инете не искал, если что не так - велкам в каменты.

О чем еще хотелось бы рассказать в этом хаотичном обзоре? У ПТЗ много городов-побратимов, в их честь называют петрозаводские улицы и другие объекты. Например, со времен нерушимой дружбы между СССР и ГДР в побратимах карельской столицы числится небольшой восточногерманский Нойбранденбург. И вот пожалуйста:



это пивная на проспекте Ленина,



а это улица в микрорайоне "Ключевая", больше известном как "Ключага". Говорят, раньше Ключага славилась своими гопниками, но сейчас, как водится, Ключага "уже не та". Сложнопроизносимая Нойбранденбургская улица быстро превратилась просто в "Нойку". Нойка на Ключаге - произносите это быстро и уверенно, и в любой петрозаводской компании сойдете за своего).

ПТЗ, анабазис

Previous post Next post
Up