Получил письмо
от:
1. Слабым местом и в советской и в нынешней системах образования является их построение по принципу от "Частного" к "Общему". Ученику как бы предлагается собрать картину из пазлов, не показывая самой картины и изначально делают из него марионетку. Для большинства учащихся не понятен принцип, по которому подбираются и формируются учебные предметы. Почему, например, сначала в школе даётся обществознание, а потом - биология и уж в конце школьной программы - астрономия. А так называемая "философия" вообще является абстрактным учебным курсом, к реальной жизни никак не привязанным.
2. Из принципа "От частного к Общему" вытекает фрагментарность уч
ебных предметов. Они представляются не связанными между собой. Например, школьный курс истории никак не связан с философией и литературой. Фрагментарность учебных программ формирует фрагментарность мышления. В результате "хорошая" (структурированная) советская система образования привела не только к "космосу" и "атомной промышленности", но и к тотальному курению, алкоголизму, идее разворота рек, к развалу СССР, к приходу к власти профнепригодных. А нынешняя (безструктурная) система образования ведёт к ещё более разрушительным результатам - генной инженерии, людоедству и потере планеты, как места обитания человека.
На этой неделе "наш" п-резидент при обсуждении последствий глобальной засухи в России сказал примерно так: "... погодные условия от нас не зависят и нечего обсуждать климат". Приехали.
Но тогда темой становится то "Общее", которое скрыто от обсуждения. Что - самое главное - мы включаем в содержание образования? Какие важнейшие знания мы намерены сформировать у наших детей? Возможно, обучение (в школе?) должно начинаться с вопросов "Кто мы?", "Смысл жизни человека", "Понятие времени и пространства", "Планы бытия", "Энергия, сила и здоровье". А уж имея этот общий базис, можно дополнительно обсудить содержимое частных школьных программ.