Юрий Нагибин

Dec 22, 2024 06:05


Годы жизни: 03 апреля 1920 - 16 июня 1994

Свои первые рассказы Юрий Нагибин создавал еще в детстве, ему помогал отчим - писатель Яков Рыкачев. Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений. Помимо этого, он писал сценарии для фильмов, изучал историю Москвы и вел телепрограммы о писателях.

Студент ВГИКа и военный корреспондент



Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве . За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка - адвокат Марк Левенталь, друг ее мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна <…> была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».

В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Ее супругом стал писатель Яков Рыкачёв.

В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва.



«Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее. <…> Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. <…> Писание захватило меня. <…> И я продолжал писать, упорно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась».

Юрий Нагибин, «Рассказ о себе»

В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького , но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа 

Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 - «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.

Когда началась Великая Отечественная война , студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени.

В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.

В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».

«Очень хорошая проза»: рассказы и сценарии Юрия Нагибина







После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Писатель вспоминал: «В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости».

С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Ярославскую  и Рязанскую  области - в Мещеру и на Плещеево озеро. Там писатель общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла: сборников «Зеленая птица с красной головой» и «Погоня. Мещерские были».

«Я старался не пропускать ничего у Нагибина <…> Много говорилось в тех рассказах о нравственном отношении к человеку, чаще всего к маленькому, и не столько в том понимании, которое рождает образ гоголевского Акакия Акакиевича, а в прямом - к детям. Учить детей светлому восприятию жизни - великое дело, но одновременно надо учиться у детей такому восприятию. Рассказы Нагибина Мещерского цикла, казалось бы, посвящены охоте, на деле же этот цикл порожден чувствами и мыслями, занимавшими писателя, когда он писал о детях, об отношении к ним. Мещерский цикл - очень хорошая проза».

Писатель Виктор Астафьев , «Юрий Нагибин. Творческий портрет»

В то же время Нагибин писал сценарии для фильмов. По ним в эти годы сняли около 20 кинокартин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель» и другие. Писатель вспоминал: «Начал я с самоэкранизаций, это был период учебы, так и не завершенной в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятельными сценариями».

В 1964 году Юлий Файт экранизировал автобиографические рассказы Нагибина о Великой Отечественной войне. Режиссер писал: «Нагибин был классиком советской литературы, непререкаемым авторитетом в кино <…> Мы вместе работали над режиссерским сценарием. Далеко не каждый писатель возьмется».

В 1966 году Юрий Нагибин поддержал Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в произведениях. Вместе с Беллой Ахмадулиной , Булатом Окуджавой , Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал «письмо 62-х» с требованием освободить писателей.

В 1970-х Нагибин работал над циклом автобиографических рассказов и повестей о своем детстве, в который вошли книги «Школа», «Переулки моего детства» и «Лето». Нагибин писал: «Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая автобиография». Создавал он и произведения для школьников - например, «Рассказы о Гагарине».

«По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».Вместе с японским режиссером Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма «Дерсу Узала» . В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева 

«В шестой раз сочетаюсь законным браком»: личная жизнь







Юрий Нагибин был женат шесть раз. Его первой супругой стала Мария Асмус, дочь профессора Литературного института. Они поженились в 1940 году и прожили вместе около двух лет. Марии Асмус Нагибин посвятил автобиографический роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя». В нем он писал о своем первом браке: «Если человек без конца возвращается к какому-то переживанию своей жизни, значит, оно было очень важным, решающе важным, но так до конца и не понятым. Вот и я опять начинаю пережевывать жвачку под названием «первая любовь». Не отпускает меня эта тема моей жизни».

Вторая жена писателя, Валентина Лихачева, была дочерью директора автозавода имени Сталина. Нагибин познакомился с ней в 1943 году. Третьей супругой Нагибина стала Елена Черноусова, а четвертой - артистка эстрады и гимнастка Ада Паратова.

В пятый раз, в 1959 году, Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной. Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной - поэта Евгения Евтушенко. Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет. В автобиографической книге «Дневник» он вспоминал, что Ахмадулина была «холодна, как лед».

Последней супругой Нагибина стала переводчица Алла Нагибина. Они познакомились в 1965 году в гостях у общих друзей, а свадьбу сыграли в 1968-м.

«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех.»

Юрий Нагибин, «Дневник», 1969 год

Со своей шестой женой писатель прожил до конца жизни. Детей у них, как и в остальных браках Нагибина, не было.

Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина







Летом 1980 года Юрий Нагибин отправился в путешествие на Русский Север. Он побывал в Архангельске, Карелии, на Соловецких островах. Впечатления от этой поездки стали основой для соловецкого цикла рассказов и повести «Встань и иди», которую Нагибин посвятил своему отчиму Марку Левенталю. За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».

В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова , Николая Лескова и Сергея Аксакова.

В эти же годы Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.

, Хемингуэй - вот новые герои».«Вначале я был рабски предан Его Величеству Факту, затем пробудилась фантазия, и я перестал цепляться за зримую очевидность явлений, теперь оставалось отбросить сковывающие рамки времени. Протопоп Аввакум, Марло, Тредиаковский, Бах, Гёте, Пушкин , Тютчев , Дельвиг, Аполлон Григорьев, Лесков, Фет , Анненский, Бунин , Рахманинов , Чайковский 

Юрий Нагибин, «Рассказ о себе»

Нагибин изучал и историю Москвы. Он написал книги «Москва… как много в этом звуке» и «Всполошный звон. Книга о Москве».

Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии . Несколько раз он выступал с лекциями по русской литературе в университетах США. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний «Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» и «Дневник». Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дополнения к биографии, которые дают представления о человеке, а не его политический, ангажированный новой властью, портрет:

Юрий Маркович Нагибин написал множество книг, причем в разных жанрах, однако, наиболее известен он своим дневником, который шокировал многих его коллег.

Юрий Нагибин был сыном русского дворянина, расстрелянного в 1920-ом году в Курской губернии. Причем, сам писатель утверждал, что отца расстреляли белые "за сочувствие мужикам".

Юрий родился в Москве 3 апреля 1920 года, то есть, в год расстрела своего отца. Мама Нагибина, Ксения Алексеевна, на тот момент уже жила с другим мужчиной - Марком Яковлевичем Левенталем.

Марк Яковлевич был человеком исключительно интеллигентным, образованным и порядочным. Он принял мальчика как своего собственного сына. Впоследствии Нагибин писал, что Левенталю "я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня "другу русских мужиков".

Левенталь дал мальчику свое отчество. Родители договорились, что никому не скажут о настоящем, дворянском происхождении Юры.

Несмотря на доброе отношение Левенталя к ее сыну, Ксения Алексеевна вскоре разлюбила Марка Яковлевича. Обладая весьма приятной внешностью, мать Нагибина пользовалась огромным успехом среди мужчин и не отказывала себе в новых романах. Вот как о Ксении Алексеевне вспоминала ее знакомая Вера Прохорова:

"Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная - тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность".

В 1928 году Ксения Алексеевна сообщила Марку Яковлевичу, что разлюбила его и тут же вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва. Именно Рыкачёв прочел первые литературные опыты Юрия, полностью одобрил увлечение мальчика и поддержал его.

В 1938 году Юрий окончил московскую школу и поступил в Первый медицинский институт. Учеба на медика не понравилась Нагибину, и он добился перевода на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт Юрию помешала война.

В 1941 году Нагибина призвали в армию. Служил Юрий сначала на Волховском, а затем на Воронежском фронтах в отделе политуправления.

Прекрасно образованный, владевший иностранными языками Нагибин занимался расшифровкой немецких документов, выпускал пропагандистские листовки с воззваниями к гитлеровским солдатам, вел антивоенную радиопередачу.

В ходе одного из обстрелов Нагибин получил тяжелую контузию. Вылечившись в госпитале, снова вернулся на фронт, на этот раз в качестве специального корреспондента газеты "Труд".

"Советский плейбой"

Еще до войны, в 1940-ом году, Юрий Нагибин впервые женился. Его избранницей стала Мария Асмус, дочь известного советского философа, профессора Литературного института Валентина Асмуса. Брак получился коротким. Вот как об этом периоде своей жизни написал сам Нагибин:

Любил Машу Асмус, она стала моей первой женой. Чтобы не потерять её, второпях расписался с ней и ушёл на фронт. Не помогло. Когда вернулся с фронта, Маша была уже с другим. Маша была дочерью известного философа, писателя. Через неё я познакомился с Нейгаузом, Рихтером...

Впрочем, и сам Нагибин на фронте не был один. У симпатичного молодого человека были фронтовые романы.

В 1943 году Нагибин женился на Валентине Лихачевой, дочери директора автозавода им. Сталина. Этот брак продлился до 1948 года.

После развода с Лихачевой, Нагибин начал ухаживать за Еленой Черноусовой, племянницей известного актера Петра Старковского. Однако, и этот брак не был счастливым. Нагибин изменял Елене с юной гимнасткой, актрисой цирка Адой Паратовой. Будучи женатым на Черноусовой, Юрий в компаниях называл Аду своей женой.

Юрий Нагибин. Фото: общественное достояние.

Однако, самым известным любовным романом Юрия Нагибина стали отношения со знаменитой поэтессой Беллой Ахмадуллиной. Беллу Нагибин "отбил" в 1960 году у ее тогдашнего мужа Евгения Евтушенко. Нагибин и Ахмадуллина прожили в браке восемь лет, и этот период времени включил и искреннюю любовь, и не менее искреннюю ненависть. Белла то уходила от мужа, то снова возвращалась, то обзывала его "скучным", "советским", "бездарным", то объявляла единственным гением планеты.

Закончилось все в 1968 году, оставив в душе Нагибина незаживающую рану:

А Геллы нет, и не будет никогда, и не должно быть, ибо та Гелла давно исчезла, а эта, нынешняя, мне не нужна, враждебна, губительна.

В своих дневниках Нагибин жалуется на алкоголизм Ахмадуллиной, на ее несдержанность в самых разнообразных связях. Ахмадуллина же говорила, что Юрий Маркович был одержим ею и на определённом этапе стал досаждать своей любовью.

Чуть ли не всю жизнь Юрий Нагибин находился в плену большого противоречия: он отлично устроился в советской литературе, писал то, что требовала "повестка", хорошо зарабатывал, но, при этом, мечтал написать что-то большое, свободное, для вечности.

«Я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут - хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой - там радовались».

Для Нагибина литература делилась на настоящее искусство и "халтуру". И писателя тяготило, что большую часть времени он был вынужден заниматься "халтурой". Он сравнивал такую работу с пьянством.

«Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое - разрушение личности. Только халтура - более убийственное».

В практическом смысле халтура - это сочинение статей, очерков, сценариев и книг, восхваляющих социалистический строй. И Нагибин занимался этой литературной "подёнщиной" больше, чем большинство советских писателей.

Близкий друг Нагибина, Андрей Кончаловский, считал Юрия Марковича талантливейшим писателем и сценаристом, которому пришлось заплатить частью своего таланта за комфортное место в советской литературе.

Живую жизнь, которую, по выражению классика русского литературоведения Викентия Вересаева, должен переносить на страницы писатель, Нагибин переносил в личный дневник. И именно дневник стал самым живым, самым откровенным и самым популярным произведением Юрия Марковича.

"В этой стране я не хочу иметь детей"

Юрий Нагибин имел все, о чем только мог мечтать советский человек. У него была большая квартира в Москве, отличная дача в Переделкино, машина, деньги, возможность путешествовать. Но Нагибин мечтал о западном образе жизни.

Поразительно, но писатель, который всячески восхвалял советский строй, олицетворял консервативность Союза писателей, в душе был чуть ли не диссидентом.

После вторжения советских войск в Чехословакию Юрий Маркович сказал своей супруге Алле: "В этой стране я не хочу иметь детей".

Тем не менее, Нагибин продолжал работать на ниве советской литературы. Писал рассказы, небольшие повести, киносценарии. Преподавал на Высших сценарных курсах.

В 1963 году у Нагибина возникли цензурные проблемы со сценарием фильма "Председатель". Юрий Маркович был настолько потрясен и разочарован, что у него произошел инсульт.

Во времена Перестройки Нагибин начал читать лекции в американских университетах. Эта преподавательская работа была известной лазейкой на Запад для советской интеллигенции. В 1987 году Нагибин с женой перебрался в Италию, где жил, время от времени приезжая в Россию.

писатели биографии

Previous post Next post
Up