Помните фильм «Берегись автомобиля»? Там режиссер народного театра бывший футбольный судья говорит зрителям и артистам: Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка.
Конечно, тот, кто держал фигу в кармане, никак не мог согласиться с тем, что обычные граждане после работы могут идти в народные театры, заниматься самодеятельностью и получать радость именно после работы от участия в культурном пространстве мира не ради заработка, а ради собственного удовольствия по зову души.
Над словами Рязанова, вложенными в уста героя фильма, мы все смеялись, не понимая, что акценты нужно переставлять немного иначе: играть, не заботясь о заработке, конечно, есть свобода и счастье. Но Рязанов имел в виду другое, то самое, что ныне стало вселенской мечтой: упразднение труда. Работа для всех представляется непомерным грузом и от нее хотят избавиться, хотят заниматься только тем, что несет радость и удовлетворение.
Опрос, проведенный в Англии в 2014-2015 годах, по результатам вполне соответствует нашему нынешнему состоянию общества.
Что приносит людям наибольшее удовольствие: концерты, погудеть в баре, посидеть в ресторане, игры и видеоигры, сон и занятия хобби.
Что люди ненавидят больше всего? Любую работу по дому и, конечно, свою работу. Люди двадцать первого века мыслят в традициях Сатина, босяка и пьяницы, со дна российской ночлежки вещающего замечательные истины: «когда труд -удовольствие, жизнь хороша; когда труд -обязанность , жизнь рабство». Так вот довольны своей работой только те, для кого она -хобби, приносящее деньги и в условиях отсутствия любого начальства.
Потребление стало не только исполнением мечты о равенстве в получении удовольствий, но и зародило в людях мечту о жизни в условиях, которые некогда принадлежали только аристократом или богачам-купцам и мануфактурщикам.
И не только «фарниенте» стало символом эпохи, как и потребление, это благоденствие родило и в головах мыслителей странные иллюзии.
Так, известный японский философ-марксист Кохэй Сайто предлагает перейти от капитализма к коммунизму антироста (degrowth communism). В рамках этой модели потребление и производство будут радикально сокращены, а большинство отраслей будут национализированы в пользу государства и общества.
Мысль философа проста: спасти планету от экологической катастрофы капитализм не может, потому что смысл его существования - производство для продажи и потребления. Какие бы меры ни предпринимались, даже самые усовершенствованные энергоемкие технология, сокращающие выбросы и вред, само потребление будет вести к росту нагрузки на планету.
Ему возржает наш мыслитель (Политикал Анималс). Он считает, что, во-первых капитализм сделал для повышения уровня жизни больше, чем любой коммунизм или социализм. Индустриализация в странах глобального юга 20 века шла на основе капиталистических технологий. Во-вторых, если отказаться от экономики, основанной на производств, потреблении и росте, резко уменьшится число возможностей для социальной мобильности и повышения уровня жизни. Капитализм подарил пролам (очень популярное слово для обозначения народа, хотя и плебс в ходу, у мудрых либералов и антимарксистов, еще не предателей, но стоящих на грани) в обход всех иерархий и привилегий выбраться из нищеты. Это общество будет жестко авторитарным полицейским государством, отбирающим у людей благополучие и сытость в угоду идее. Более того, это будет будущее очень ограниченной социальной мобильности, нормированием потребления, отсутствием свободы и тотальным контролем со стороны государства.
Ну, что сказать? Почему-то все либералы и критики советской системы всегда считают, что только капитализм дал возможность обществу стать свободным и богатым. И если отменить капитализм, то вдруг все разом перестанут двигаться вперед и будут только нищать без частной инициативы капитала. И все дружно забывают, что и в нынешней системе далеко не все стали свободными, равными и богатыми. Не все народы мира процветают и вкушают потребление ширпотреба и еду из кулинарных изысков высокой кухни.
А если конкретней, то все блага Европы и Америки создал Труд, тот самый Труд, о котором сейчас не только никто не вспоминает, но еще и высказывает недовольство этим трудом, возвращаясь к Библейской идее: труд как проклятие. Но ведь Труд - этот не только рабский из колоний Европы, совершившей великие географические открытия, и не только труд крестьян, производящих блага для аристократов. Это еще Труд культурный и нравственный, когда народы, имевшие возможность содержать не только армию и рабов, могли позволить части своей элиты заниматься науками и искусствами.
Процветание нынешнего капитализма - это результат эксплуатации труда и инстинктов человечества. Все открытия произошли не в силу капиталистической конкуренции и стремления к прибыли, а вопреки этим тенденциям. Человек открывал и творил в силу его природного альтруизма, тяги к знаниям и идеальным представлениям о мире и человеке, а уж потом капитализм брался эксплуатировать понравившуюся ему идею тогда и там, когда и где она могла принести прибыль.
Странно в высшей степени ставить в заслугу капитализму прогресс и научно-технические достижения, которые всегда явились плодом творческих и познавательных усилий человека. Превратить же эти открытия в источник алчности, конкуренции и эксплуатация и есть подлинная заслуга капитализма.
Видимо, проповедник капиталистического процветания и защитник эксплуатации, даже не догадывается, на чем построено нынешнее процветание Запад. Благо, что в Европе, Америке и России были не только капиталисты, а и люди Труда умственного, идейного, рационально ориентированного на пользу обществу, человеку и будущему, иначе весь мир превратился бы благодаря этому самому благодетелю капиталистической выгоды и потребления в нескончаемые финансовые пирамиды, потому что самое яркое и действенное, что возбуждает капитализм в человечестве - это не потребительство и жажду развлечений с хобби вместо труда. Он пробуждает в людях массовый ажиотаж алчности и стремления разбогатеть. Пока перед человечеством мелькают примеры богатой жизни миллиардеров, люди будут стремиться именно к тому, чтобы разбогатеть на ровном месте, как Илон Маск или Аркаша Абрамович, по воле случая, и добиться успеха , не догадываясь, что и у одного, и другого были определенные капиталистические силы, которые их и продвинули. У одного американский Пентагон, у другого братки из числа будущих олигархов России.
Капитализм - это не только эксплуатация. Ведь наш ширпотреб - это плоды ручной работы сотен бедняков Юго-Восточной Азии, своим трудом создающих блага для богатых стран Европы. Капитализм - это не только наемный ручной труд и двенадцати часовой рабочий день, жизнь многих и многих даже в Америке без медицинского обслуживания и крыши над головой. Это еще и строительство финансовых удавок для одних стран, и финансовых пирамид для всего мира.
Человек легковерен и внушаем, особенно, если жажда иметь и деньги, и успех, затмевает и страх, и разум. Именно с эпохи капитализма к людям пришли со свободой и потреблением финансовые пирамиды великих мошенничеств. Ведь чем, как ни обманом можно назвать ростовщический процент, ставший потом банковским. Капитализм дал толчок к процветанию тех, кто умел мошенничать и обирать доверчивых. Можно сказать, что его главное достоинство, заключенное в финансах двигает нами до сих пор, а мы продолжаем верить, что двигает нами прогресс, который запустил капитализм. Капитализм запустил присвоение чужого труда и банковский процент, обогащающий 10% населения. И это мы должны считать незаменимым благодеянием?
Европа и Америка обогнали СССР в потребительстве и благосостоянии граждан, не потому что там был капитализм, а потому что они позволили людям жить в долг. Кредиты сейчас опутывают все население Европы, Америки и нашей страны, ставя перед будущим угрозу всемирного финансового краха. Но никто об этом не думает. Главное, что 10% богатых свои доходы не потеряют. А ведь их прибыль и есть тот долг, которым опутано население. И это опять-таки финансовая пирамида, которые так успешно умеет строить капитализм. Ведь не будь банков и кредита Нидерландское население и сама страна не разорилось бы на тюльпановой афере.
В том же 17 веке английская Компания южных морей привела население своей страны к финансовому краху.
Руководство Компании стало активно продвигать свои акции. Были подкуплены депутаты парламента (на взятки потратили 1 миллион 300 тысяч фунтов), пущены слухи об открытии «нового Эльдорадо», земли богатой серебром, золотом и мирными индейцами. Акции стремительно дорожали. Тогда Компания Южных морей предложила Правительству выкупить больше половины госдолга под 4%-5% годовых. После чего она стала крупнейшим кредитором государства.
Все это время противники Компании говорили, писали и даже кричали в Парламенте, что это «пузырь», что акции ничем не обеспечены, что у Компании нет ни реальных доходов, ни имущества. Но их не слушали ни подкупленные депутаты, ни публика. Страну объединило безумие, все покупали акции. Их цена постоянно росла.
Пострадавшими оказалась масса англичан разного сословия, в т.ч. великий физик и математик сэр Исаак Ньютон. А в наибольшем выигрыше оказалась английская казна, т.к. государственный долг уменьшился в 100 раз. Правда, главу Казначейства отправили в Тауэр по обвинению в коррупции.
Министр финансов шотландец Джон Ло, обещавший королю Франции освободить его от государственного долга. Он основал Миссисипскую компанию (она же Западная Компания и Компания Индий). Официальной ее задачей было освоение территорий у реки Миссисипи, принадлежавших тогда Франции.
Реальная деятельность Компании была весьма незначительной, а эмиссия необеспеченных акций - огромной. Заинтересованные лица распустили слухи о несметных богатствах Миссисипи, цена акций поднялась в десятки раз. Люди продавали все ради покупки дорожавших акций. В толпе желающих смешались все сословия. Акции принадлежали и королевской семье, и лавочникам.
«Пузырь» все более надувался, крах был неизбежен. Дальновидные коммерсанты стали продавать бумаги Ло. Потом появились слухи, что от бумаг избавляются приближенные королевской семьи и началась паника. Вчера преклонявшаяся толпа требовала повесить Ло.
После неудачных попыток все исправить он бежал из страны, его имущество было конфисковано. Правда впоследствии король назначил ему пенсию в 12 тысяч ливров.
Все эти финансовые пузыри, все эти аферы расцветали в период финансовых кризисов в государстве. И в Англии, и во Франции финансовые проблемы были связаны с войной за испанское наследство.
Кризис переживаем и мы. Не только Россия, но и Европа, и Америка. Но мы почему-то не думаем о последствиях финансовых пирамид. А ведь пирамиды эти существуют под видом то борьбы за экологию и созданием альтернативной энергетики, то в виде внедрения криптовалюты в виде биткоинов, то верим нашим Центробанку и правительству, когда за счет повышения ключевой ставки растут проценты на денежные депозиты. А ведь это очередной виток санкционированного будущего разорения мелких вкладчиков и простого населения.
Но самая грандиозная афера века - это пресловутая цифризация и искусственный интеллект. Ведь мы не только не знаем, мы даже не подозреваем, насколько что затратно и насколько нынешние экономические возможности человечества отвечают задачам этого самого повального устремления к электроэнергии.
К примеру, Дональд Трамп уже планирует отказаться от сезонного времени. Затраты на потери электроэнергии при переключении всех средств коммуникации и управления превышают экономию от двух часов выигрыша в отношении светового дня.
К сожалению, людей приучают к развлечениям и потребительству ничуть не меньше, чем до проблем по защите экологии и внедрения зеленой энергетики. Люди в наивном своем состоянии не понимают того, что труд никогда не был и не будет хобби, потому что он требует системы, усилий и дисциплины. И именно такой труд, а не капитализм, есть источник нашего благосостояния. Если мы откажемся от него, то вряд ли добьемся желанного образа жизни, которым сейчас пользуются 10% населения. Благоденствие и процветание настанут лишь тогда, когда прибыли этих десяти процентов покроют все долговые обязательства человечества, и в будущем эти 10% уже не будут иметь возможности вновь наращивать свои прибыли. А образ их жизни может быть и сохранит их , но только в гораздо более адекватно их способностям и таланту образе.