Пролог
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков,
Сошлися - и заспорили:
Естественные ли науки медицина и география.
И пришли к выводу, что нет, потому что в них нет математики. Естественные - это те, где есть математика, а гуманитарные - это те, где ее нет. И бухгалтерия с архитектурой попали в естественные, хотя разумнее было бы задать себе вопрос: почему естественные и что это значит? И почему гуманитарные стали гуманитарными?
И ведь все - с высшим образованием, все как бы компьютерщики или близкие, по их мнению, математике - экономисты, юристы и бухгалтера. Но, к сожалению, все 90-х годов рождения. И чем они занимаются вне системы образования, при таком почитании математики и отвержения гуманитарных наук за ненадобностью, оказалось, понять трудно. Даже диалог сложился по образцу беседы Бальзаминовой и Матрены из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» при рассказе о встрече с одноклассниками :
-«Кто же они такие?
-Сами по себе.
-Как это так сами по себе?
-А так, по своей части.
-Экая ты бестолковая! Что они, служащие или купцы?
-Должно, торгуют.»
В том-то и дело, что у нас теперь куда ни повернись, кого ни спроси какой вуз закончил и чем занимается, ответ один: должно, торгуют.
Естественно, что и с пониманием традиций у нас точно такая же картина как с гуманитарными и естественными науками.
В традициях тепепрь у нас православие и народность.
Нам сейчас очень любят говорить о традициях. Но временами создается впечатление, что и говорящие с высоких трибун о традициях плохо понимают, что это такое и с чем их едят.
Любят напомнить о богачах купцах царской России, об аристократах царской России, о победах царской России, о православии и его традициях. Но никто никогда не скажет вам, что традиции - это сформировавшийся постоянный образ жизни населения, занятого трудом в соответствие с своими возможностями. Это заводы и фабрики, производящие знакомый и нужный всегда продукт, даже галоши и старых коров. Это научные институты и производства, которые собирают вокруг себя трудовой люд и создают ему определенные условия жизни . Традиции формирует уклад трудового образа жизни, даже если одни трудятся на заводах, а другие в офисах или банках, а третьи только контролируют доходы со своей собственности.
Традиции - это общие, понятные всем праздники, дающие отдых и разнообразие. Это семейные, школьные, студенческие традиции, складывающиеся в силу того, чем заняты каждый член семьи. И не стоит думать, что традиции автоматически вырастают из каменного века или средневековья. Они имеют тенденцию меняться во времени и пространстве, и что особенно важно, меняются даже религиозные традиции. Традиции даже при органическом сельском хозяйстве все равно не вернутся из времен свободного промысла охотой и рыболовством. Не вернутся и кулинарные традиции, как бы мы ни старались уверить всех, что русская печь готовила блюда лучше, чем любые скороварки или мультиварки Редмонд или Мулинекс. Даже в своем загородном доме вы вряд ли поставите у себя русскую печь и будете весь зимний сезон топить дровами, спать на печи и купаться в бане. Такие безумные идеи посещают лишь врагов России и ее народа в образе Дугина или Стерлигова.
Где, какие традиции у нас сохранились? Посылать утренний привет со словами: Храни вас Бог? Или поздравления с Яблочным Спасом, забывая, что праздник не яблочный Спас, а праздник Преображения Господня? Писать на капоте машины : спасибо за сына? Или непременно отдыхать на морском курорте?
Поминаемая недобрым словом Европа и особенно Англия имеют традиции, но не средневековые, о чем тоже любят говорить сами английские идеологи, камуфлируя этими выводами истину. Традиции у них, как и во всей Европе, родом из 19 века, периода расцвета капитализма. Их рестораны и кондитерские отмечают свои столетние и более юбилеи. Их фермеры трудятся на своих фермах уже в третьем или четвертом поколении. Их города имеют свои праздники, связанные с христианскими днями их святых и с историческими событиями. Рабочий класс у них по сей день является силой и имеет свои профсоюзы, защищающие его права. А что можем сказать мы? Какие и где у нас традиции, если население постоянно бежит из родных мест в поисках работы, если рабочий класс массово превратился в люмпенов -доставщиков или таксистов, если школы имеют каждая свою форму, свою дополнительную программу и деление на профили с самого раннего еще неосмысленного возраста, если каникулы у многих не совпадают, как и число уроков, если студенты имеют то средневековые европейские шапочки и мантии, то странное деление на недоучек-бакалавров и на полуученых магистров, соответственно, ничем не объединенных. Даже Гаудеамус забыли, а нового не сочинили. Клятву Гиппократа если не отменили, то жаждут отменить. Если само государство ставит наших чиновников выше всех граждан, забывая, что они существуют за счет этих граждан и получают свои зарплаты только от налогов с граждан, но при этом постоянно называет их «слуги народа», будто в насмешку, не замечая собственного цинизма, то о каких традициях мы можем говорить?
Мы тоже могли бы отмечать столетние юбилеи заводов и фабрик, кондитерских заведений и ресторанов. Но где они сейчас, разрушенные и уничтоженные в 90-е? Где ЗИЛ или Москвич? Где КБ Туполев и его самолеты? Где кондитерские фабрики «Красный октябрь или «Рот фронт»? И даже ресторан «Славянский базар», описанный в русской классике и сохраненный даже Советами, был уничтожен ради модного западного бренда одежды. Все продано и уничтожено как нежелательные конкуренты.
Зато вспоминаем кондитерские Абрикосова и ткацкие мануфактуры Саввы Морозова. Но что могут сказать нам фамилии и картинки давно утраченного общества и его особенностей? Можно вспоминать, но вернуть нельзя и тенденция отмечать юбилеи советских медицинских институтов от основания богаделен, традиции не вернет. Убогие предприятия малого и среднего бизнеса даже с крупными купеческими мануфактурами никаких традиций и постоянства в образе жизни не создадут.
Это натягивания совы на глобус смешно и убого, потому что не имеет никакого объединяющего начала и не дает никакого сознания гордости за свою страну. Разрушенные традиции в революционные годы сформировались в новые при новом образе жизни, так же как и в Европе после Первой мировой войны. Но если в Европе они живут и процветают, несмотря на парады ЛГБТ и прочие толерантности для люмпенов, то у нас они были полностью уничтожены. И мы остались обществом без традиций
Ах, да, на всех школьных линейках присутствуют попы в облачении, как и при отправке солдат на фронт. Очень замечательные традиции войны 1914 года и 1905 г. и актрисы, собираясь прочесть Клеветникам России, крестятся, как перед исповедью. Люди не понимают, что традиции - это не перекреститься на улице на церковный крест и не испечь пирог сегодня постный, а завтра в праздник - скоромный. Это не только фольклор и национальная кухня, а весь обораз жизни общества, в котором ты можешь найти тот слой, который соответствует твоему образу жизни и твоим интересам. А пока единый образ жизни - заработать деньги и интерес- купить на эти деньги себе счастье не способствует формированию традиций.
У нас уже нет ни рабочих, ни фермеров. Только трудовые мигранты да батраки из агрохолдингов . У нас народ в массе своей представляет собой деклассированный элемент люмпенов и так называемый средний класс торгашей, не имеющий никаких традиций, кроме кошелька и хамства по отношению к своим же согражданам , и потому ничем не отличающийся от люмпенов. У нас нет традиционно сложившихся слоев населения, нет традиционных занятий и нет никакой надежды, что деградация ментального состояния общества превратится в восхождение.
Нам говорят, что в новом обществе рабочий класс уже не нужен, а те наемные работники, которых представляются пролетариями, это креативные, создающие разнообразие и свободное представление о жизни и ее ценностях блогеры и компьютерщики мультимедийных шоу и есть новое общество.
Но вот когда я смотрю всевозможные дизайнерские решения, социальные сети, картинки созданные блогерами о путешествиях, о кулинарных разнообразиях мира, об экстриме, которым увлекаются отчаянные, мне всегда хочется спросить: откуда дровишьки, то бишь денежки и материальное оснащение всех этих дивных виртуальных миров? Куда делся производитель - рабочий класс, если ни дома, ни автомобили, ни одежда, ни еда не превратилаись в манну небесную? Пену на общественном строе мы принимаем за само общество и его свободную систему удовольствий и благ. О рабочем классе забыли, но он не исчез, даже распылившись по мелким странам, по мелким мастерским и мелким фермам, где труд этого наивного трудящегося эксплуатируется ради всей этой пены нового мира.Униженный и по-прежнему обездоленный рабочий класс по всему миру, живущий именно традициями средневековья, это показатель того, что мы потеряли- материальную независимость, трудовые традиции и стабильный образ жизни.
Традиции в нашем обществе могут вернуться с традициями образа жизни. А он таков, что не блогеры и торгаши должны составлять основу государства, а люди труда, создающего блага для страны. И трудящиеся должны не бояться того, что завтра их предприятие закроется, и они перейдут в доставщики пиццы, что происходит и сейчас из-за маленьких зарплат. Не обязательно создавать рабочие династии или трудиться тридцать лет на одном производстве. Но такая возможность и есть тот самый уклад жизни, который хранит традиции и рождает новые. Может быть будет династия потомственных блогеров или системных аналитиков. Но образ их жизни должен быть стабилен и самодостаточен.
Пока у нас могут позволить себе относительную стабильность только чиновники. Но к традициям они имеют отношение только в отчетный период да перед выборами. И получаем мы вместо традиций броуновское движение бессмысленности, хотя отчетные картинки такие впечатляющие и обнадёживающие.