Пока Россия расширяет возможности Северного потока и все никак не определится с размером затрат на постройку Южного, наиболее старый, украинский, газовый «поток» все мелеет. В ситуации с Украиной сработала непреложная маркетинговая истина, вошедшая во все учебники по экономике: растущая цена на товар снижает его привлекательность. И пока в Кремле эту истину не усвоили, проблема сложных взаимоотношений Россия-Украина будет иметь устойчивый «газовый» привкус.
После того, как в результате «харьковских» соглашений Украина подарила россиянам Севастополь еще на полвека, но ощутимого облегчения в стоимости газа так и не получила, в нашей стране появилась мода на энергосбережение. И
объемы импорта российского газа начали падать вслед за снижением его потребления. Спустя три года наша страна намерена импортировать всего 30-32,5 млрд куб. м газа, хотя ранее годовая потребность в импортных закупках составляла до 50 млрд. куб. м. Годовой объем собственной добычи газа составит еще 23 млрд куб. м. И далеко не всегда импортный газ поступает из России. Скажем, в мае 2013 года Украина планировала импортировать 860,10 куб. м газа. НАК Нафтогаз Украины должен закупить 500 млн. куб. м: у российского “Газпрома” - 400 млн. куб. м, еще 100 млн. куб. м - из других источников, преимущественно, из Европы. В апреле европейские поставки выросли до 120 млн. куб. м. Холдинг Фирташа OstChem Gas Trading AG собирался закупить еще 360,10 млн. куб. м. Для покрытия текущего газопотребления еще 421,96 млн. куб. м. должны были поднять из подземных хранилищ (ПХГ) на территории Украины. По планам топливного министерства даже запас на будущую зиму планирует создать ПХГ за счет газа внутренней добычи.
Спад в импорте обусловлен снижением спроса на энергоносители внутри страны. В одной только Донецкой области за прошлый год использование энергетических материалов снизилось на 5,3%.
Если опираться на отчеты областного статистического управления, то сокращение потребления энергоресурсов вызвано спадом в промышленности (на 5,4%). Но и политика газозамещения приносит свои плоды. На Донецкую область приходится свыше четверти потребляемых в Украине топливно-энергетических ресурсов, в частности, 13% природного газа, 19% мазута, 41% каменного угля, 45% кокса. В прошлом году доля угля в топливном балансе области увеличилась с 46,2% до 47,8% , а доля природного газа - снизилась с 19,7% до 18,2%. Годовое потребление газа сократилось на 12,4%, а общий расход топливных ресурсов на предприятиях Донецкой области - на 5,6%. Среди прочих отраслей промышленности региона, наиболее энергоемким остается металлургический комплекс, но и тут энергозатраты постепенно снижаются. Только в апреле металлургические предприятия Украины сократили потребление природного газа на 9,8%. Во многом этот эффект объясняется переходом на использование технологии пылеугольного топлива в доменном производстве. Подобная установка дано и успешно работает на Алчевском МК и на Запорожстали. В мае состоялся полный запуск установки пылеугольного топлива на Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича. В результате комбинат сможет отказаться от природного газа и на 30% сократить потребление кокса. В масштабах страны технология ПУТ может позволить всем металлургическим предприятиям Украины снизить его потребление на 3 млрд куб метров в год и получить экономию до $50 на каждой тонне стали. Судя по текущей ситуации, горно-металлургический комплекс решил не пренебрегать таким шансом. Строительство установки ПУТ ведется на Азовстали, запланировано внедрение такой технологии на Енакиевском МЗ и на ДМЗ им. Петровского.
Во всей этой истории есть один не совсем приятный момент. Для работы ПУТ нужен качественный низкосернистый кокс. А он поступает преимущественно из той же России. Поэтому недавнее
введение правительством Азарова запрета на импорт кокса очень сильно подорвало уверенность металлургов-земляков президента и доброй половины Кабмина в том, что само энергосбережение интересует в этой стране еще кого-то кроме них самих. Ведь Азаров с Януковичем в течении последних двух лет
выдвигали идею газозамещения углем как главный национальный приоритет. А когда дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки, Кабмин начал ставить палки в колеса. Экономика таких шуток не прощает.
Любая инвестиция в металлургическом комплексе «любит» предсказуемость и стабильность. Поэтому если правительство не изменит своего отношения к проблемам ГМК, может стоит изменить само правительство? Хуже точно не будет!