Если ранее в Украине были лишь одна отрасль, облагодетельствованная бюджетными вливаниями, то сейчас у нее появилось как минимум два конкурента. Еще не успели утихнуть страсти на футбольных полях Евро-2012, как Борис Колесников уже прогнозировал, что новым приоритетом бюджетных расходов станет транспортная отрасль. Если точнее, бюджетные деньги предполагалось «зарывать» в ремонт и строительство дорог и мостов. Колесников уже давно покинул стройные ряды правительства Азарова, но его патрон слова своего подчиненного не забыл. И буквально взорвал информационное пространство страны невиданной заботой об украинских дорогах. Но тут же расписался в собственной беспомощности, заявив о том, что для приведения наших автомагистралей в нормальное состояние требуется не менее 500 млрд. грн. Понятно, что страна не может себе позволить треть годового внутреннего валового продукта (ВВП в Украине в 2013 году запланирован в объеме 1 трлн. 576 млрд. грн.) отдать на латание дыр на автотрассах. Поэтому в Кабмине нашли другой способ с пользой «освоить» бюджетные деньги.
Подчиненные Николая Азарова из Министерства инфраструктуры уже готовят население страны к тому, что значительная часть денег бюджета уйдет на развитие украинских морских портов. Пока что это преподносится «под соусом» привлечения инвестиций для развития портовой отрасли. Общая сумма денежных вливаний - 25 млрд грн до 2017 года. За эти средства страна должна получить рост грузопотока на 50 млн. тонн (до 203 млн. тонн) и создание более 10 тыс. рабочих мест.
Если указанные нормативы разделить по годам, то ежегодно портовики смогут получить «на карман» около 5 млрд. грн. Откуда? За 2012 год инвестиции в 18 государственных морских портов Украины составили всего 1,7 млрд. грн. Да и нужно ли это стране? Ведь ни для кого не секрет, что практически все морские порты в Украине уже давно контролируются крупнейшими финансово-промышленными группами! А с принятием в ноябре 2011 года Закона «О морских портах Украины» практически все они стали потенциальными кандидатами на приватизацию!
Если провести аналогию с тем, какую долю частных инвестиций наше правительство собиралось привлечь для проведения чемпионата Евро-2012, и сколько в итоге было потрачено бюджетных денег, выводы напрашиваются неутешительные. Будущие владельцы на развитие портов денег не дадут. Потому что не выгодно! Зачем вкладывать средства в развитие порта, если потом его придется выкупать у государства по завышенной цене? Значительно проще дождаться, когда его состояние опуститься до такого уровня, что Фонд госимущества будет умолять забрать такой порт даже за символическую гривну. Ведь именно так сейчас обстоят дела с оставшимися государственными шахтами! Государственные дотации в угольную отрасль все растут, а состояние шахт все снижается! Только на этот год расходы бюджета на угольную отрасль запланированы в объеме 9,7 млрд. грн. Но ведь и в прошлом году планировали примерно этот же уровень выплат, но затем трижды поправками в закон о госбюджете в течение года ее увеличили наполовину - до 14,6 млрд. грн.
Теперь эту же карусель планируют "прокатать" и на морских портах. Почему карусель? Проблема падения объемов перевалки грузов не решается одной лишь реконструкцией портового хозяйства. Для того чтобы увеличить грузопоток недостаточно лишь реконструировать краны, обустроить причалы и привести в соответствие с общепринятыми в мире портовые сборы. Требуется еще пересмотр
тарифов на перевозку грузов по железной дороге и более расторопная работа таможни. Если эти все проблемы не решать в комплексе, то ожидаемого результата от бюджетных вливаний в портовое хозяйство страны не будет еще очень долго.
В тоже время, в стране уже есть примеры эффективного использования портового хозяйства. И даже в речных портах страны. Прошлогодний эксперимент металлургического комбината Запорожсталь с отгрузкой проката в Европу через Запорожский речной порт оказался достаточно удачным. Только в период c октября по декабрь прошлого года в период навигации, через речной порт отгружено более 50 тыс. т продукции комбината. И на этот год запорожские металлурги запланировали даже рост перевозок «по воде» до 0,5 млн. тонн проката. К тому же использование судов река-море позволяет в среднем на 15 суток сократить срок поставки продукции клиентам в Средиземноморском регионе. Вот только ни гривны государственных дотаций в развите порта не было вложено. И Запорожсталь принадлежит частному металлохолдингу Метинвест. И Запорожский порт вместе с компанией Укрречфлот давно приватизирован. Может потому и смогли обе структуры найти взаимовыгодный вариант сотрудничества, что речь шла о частных деньгах и прибылях. А что бюджет?
Его не жалко. Он же общий. На всю страну…