При том, что угледобывающая отрасль признана чуть ли не кормилицей страны, проблем в ней все больше день ото дня. Каждый год на развитие этого сегмента экономики все без исключения правительства выделяют все большие суммы. Причем шахт-реципиентов бюджетной финансовой помощи в силу естественной приватизационной убыли становится все меньше. А дела у них идут все хуже. Почему так? Да просто потому, что это очень выгодно! И далеко не самим шахтерам, которые на этих шахтах продолжают работать.
В качестве вводной информации: в прошлом году объемы угледобычи в стране увеличились на 4,8% - до 85,946 млн. т. Добыча энергетического угля выросла даже больше - на 7%, до 61,3 млн. т. При этом в том же 2012 году объем сбыта угольной продукции составил 19 млрд. грн., а объем дотаций для госуглепрома из бюджета - еще 13,5 млрд. грн. Более трети стоимости угля, добытого госшахтами, была
оплачена деньгами налогоплательщиков. Вопреки вливанию миллиардных дотаций в госсектор отрасли, предприятия только в январе этого года сократили объем добытой продукции на 12,4%. При этом себестоимость угледобычи выросла на 21%, его цена реализации снизилась на 27%. В угольной отрасли сложилась парадоксальная ситуация, чем больше ее «лечат», тем хуже идут дела. А все потому, что контролируемый властью сектор экономики давно превратился в насос по выкачиванию денег. Чаще всего - при закупке оборудования «для технического развития и модернизации производства».
В 2012 году оставшиеся у государства угольные предприятия провели тендеры на 28,13 млрд грн. Однако по сравнению с 2011 годом, когда «тендерный» бюджет шахтеров был всего лишь на 0,5 млрд. грн больше, круг фирм, которые «побеждают» в таких тендерах, заметно уменьшилось: двадцать фирм в 2012 году выиграли две трети всех углепромовских тендеров почти на 18 млрд грн. Маскировке «распила» бюджетных средств способствует и новация в законодательстве, которая с началом 2013 года позволяет госшахтам не публиковать данные о тендерах в "Вестнике государственных закупок".
С начала года прежний «лидер» по объему государственных закупок - Макеевуголь - отменил открытые тендеры более чем на 2 миллиарда. Тем не менее, если подвести итоги прошлогодней «тендерной кампании», когда данные об их результатах еще появлялись в прессе, можно прийти к выводу, что во всей стране всего 133 фирмы получили свыше 25 млрд грн из всех 28 млрд грн тендеров углепрома. При этом их всех можно разделить на основные группы по персоне покровителя. Из общей массы отчетливо выделяются группы Януковича, Иванющенко и Ефремова, которые заработали на госконтрактах около 15 млрд грн. 18 компаний из группы Александра Януковича разжились на 7,09 млрд. грн. Земляк президента, Юрий Иванющенко через шесть своих фирм «заработал» 2,89 млрд. грн. И, наконец, 1,55 млрд. грн. пополнили «копилку» пяти фирм Александра Ефремова.
Даже на фоне этих цифр можно было бы забыть о зависти к шахтерам, которых из года в год осыпают «золотым дождем» из бюджета, если бы не один момент. Большую часть из прошлогоднего прироста угледобычи в стране обеспечили шахты, перешедшие в частную собственность. Нельзя сказать, что инвестиционная политика на них после приватизации полностью замерла. Металлургический гигант Метинвест, владеющий Краснодонуглем, в 2012 году вложила более 385 млн. грн.
в приобретение горной техники и проекты капитального строительства этого объединения. Его энергетический собрат - ДТЭК - планирует в 2013 году инвестировать $64 млн. в развитие своих угольных шахт в России, купленных в июле прошлого года. Но на фоне государственных инвестиций эти объемы просто меркнут. А вот эффективность их использования,
судя по годовой динамике угледобычи, наоборот - растет. Но как долго наш государственный бюджет еще сможет прощать такие «вольности» с господдержкой угольной отрасли? Первые серьезные признаки бюджетного коллапса проявились уже к концу прошлого года. А в этом году он (бюджетный кризис) сможет предстать во всей своей красе. Если у кого-то не поднимется рука прекратить подобные издевательства над страной.