Миллионы Брюстера, восьмая экранизация. Made in Ukraine.

Feb 11, 2013 19:25


Иногда нашей действия нашей власти мне сильно напоминают натужные усилия главного героя старой американской кинокомедии, вышедшей на экраны еще в 1985 году. Для тех, кто не успел посмотреть этот киношедевр, напомню суть истории. Главному герою, бывшему бейсболисту для того, чтобы получить сотни миллионов долларов по условиям завещания нужно было растратить без остатка $30 млн. Примерно, по одному миллиону в день до последнего цента. Примерно такая же картина уже который год наблюдаются и в сфере госфинансов. Чем больше потратим, тем лучше. Для кого? Для страны? Для власти? И какой получается результат от таких растрат?
Пускай можно понять, зачем нужны расходы на образование, медицину, помощь малоимущим и престарелым, инвалидам и чернобыльцам, на то, во что превратилось МВД, и на то, что осталось от армии. Но в чем смысл всяческих бюджетных помощей и государственных поддержек? Какую пользу они приносят. А речи идет о деньгах отнюдь немалых
Размер государственной поддержки экономического развития в Украине превышает 40 млрд. грн. Это если учитывать только прямые расходы из бюджета. К государственной помощи относятся также и налоговые поблажки предприятиям (более 70 млрд. грн.), налоговые кредиты и госгарантии. В общей сумме такая помощь из госбюджета составляет около 10% ВВП, или почти треть доходной части бюджета. И по объемам государственной поддержки собственной экономики Украина оставила далеко позади все страны Европы. Только вот стоит ли гордится таким лидрством?
Согласно официальной статистике государственную помощь в нашей стране достается сельскому хозяйству, энергетику, транспорту. В каждой из этих отраслей 50% убыточных предприятий. Таким образом, из года в год за средства налогоплательщиков власть финансирует убытки. Наиболее яркий пример безответственного отношения к народным деньгам - подготовка к Евро-12. Более 40 млрд. грн. затрачены на транспортную инфраструктуру и строительство. Чемпионат закончился и спад в строительстве - 20%. Пока деньги из бюджета вливаются - строим. Госфинансирование закончилось - ждем Зимнюю олимпиаду в Буковеле? Так что ли?
Даже в 2012 году, к которому так готовились, видим сокращение грузовых и пассажирских перевозок. И это после стольких инвестиций. Да и как можно назвать инвестициями растраты бюджета на покупку вечно ломающихся иностранных поездов или ремонт дорог государственного значения, которые уже в первую зимовку покрылись паутиной трещин и ям?
Государственная помощь не создает никаких стимулов для развития, она на данном этапе является лишь своеобразным наркотиком, который позволяет откровенно слабым предприятиям как-то удерживаться на грани банкротства. Нет ни технического развития, ни привлечения частных инвестиций, ни создания новых рабочих мест
Не так давно правительство Азарова приняло проект Государственной программы по активизации развития экономики до 2014 года. В части констатации, что у нас не так, где и в чем сложности, документ написан исключительно грамотно. Правильно обозначены  проблемы во многих отраслях: энергетике, машиностроении, автомобильной промышленности, сельском хозяйстве. В целом, верно изложены и желаемые результаты: рост производства снижение зависимости от импорта, увеличение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. А вот что находится на промежутке между нынешним состоянием экономики и тем, какой она должна стать в оптимальном варианте - ни слова. Ни целей, ни задач, ни конкретных способов их достижения
Как пример, в правительственной программе обозначены проблемы в украинском автомобилестроении. И тут же идет жизнеутверждающая фраза о том, что «Программа направлена на развитие автомобильной промышленности в Украине», которое должно привести к «ожидаемым улучшениям». Улучшения должны заключаться в том, что страна к 2014 году выработает 121 тыс. отечественных автомобилей. Но как, кто, за счет чего их будет выпускать: государство профинансирует производство для льготчиков и бюджетников (инвалиды, медики, милиция), или профинансирует новые современные конвейеры по сборке, или закупит технологии, предоставит льготы для сотрудничества украинских и, скажем, корейского производителя. Так льготы по беспошлинному ввозу и так предоставлялись столько лет, а производство все падало.

В январе 2013 года в Украине было произведено 832 автотранспортных средства, что на 76,2% меньше, чем в декабре 2012 годом, и на 82,8% меньше показателя за январь 2012 года. Производство коммерческих автомобилей упало на 95%, автобусов - на 80%. Что нужно, чтобы после такого обвала оживить автомобильную отрасль и нарастить годовой выпуск до 120 тысяч? И как эта поддержка отразится на смежных отраслях? На днях стало известно, что на фоне всеобщего обвала металлопроизводства в стране Запорожский автозавод заключил длительный контракт на поставку автолиста с российской Северсталью. А соседний комбинат Запорожсталь остался снова без заказов. Так может, стоит поддержать кредитами и госгарантиями не автопроизводителей, а металлургов? Ведь за счет госкредитов они смогли бы начать производство такого по качеству продукта, от которого не откажутся автосборщики и у нас в стране, и за границей! Или помочь снизить затраты газа при выплавке стали за счет перехода на технологии пылеугольного топлива. Себестоимость снизится металла, упадут и расходы на закупку автомобилестроителей. Выгодно? Безусловно!
И пока такие вопросы будут возникать постоянно, сфера распределения госпомощи, налоговых льгот и бюджетных дотаций будет ничем иным, как кормушкой для тех, кто привык не производить, а потреблять. Преимущественно - народные деньги!

бюджет, Запорожсталь, Северсталь, субсидии, АвтоЗАЗ, дотации

Previous post Next post
Up