Велопоход "Двуречье"
По Волгоградской и Астраханской областям. От Дона через Волгу, к озеру Баскунчак
Красная линия - наш основной маршрут. Желтая - альтернативные участки. Мы всегда берем с собой бумажные генштабовские карты потому что таковы правила. Разрабатываем маршрут во всех деталях, определяем точки ночевок, предполагаемые покрытия участков, возможности сократить маршрут, закладываем время на днёвку и непредвиденнные обстоятельства. Таковы требования квалификационной комиссии для выпуcка группы на марщрут.
В мае 2015 года группа велотуристов из турклуба МГТУ им. Баумана отправилась в велопоход 2ой категории сложности по Волгоградской и Астраханской областям. Дон, Волга, город с двумя названиями, соленые озера и на сколько хватает глаз бескрайние южные степи ожидали эту группу впереди.
Я выступал в походе в должности штурмана.
Снаряжение, карты, контроль, безопасность - все по правилам. Иногда кажется, что его второе имя "Правила". Но на самом деле это Алексей - наш руководитель. Много походов он прошел участником, но это его первое руководство. Это по его просьбе я достал в поезде карту и мы еще раз посмотрели и оценили варианты маршрутов.
С проводницей я подружился: сторговался за 400 руб. и купил сувенирный металлический подстаканник РЖД. Тот самый, в который вставляется граненный стакан.
Проводница помахала нам рукой, пожелала удачи и вместе с поездом укатилась дальше. Мы же дружной гурьбой вывались на небольшой станции Арчеда в поселке Фролово Волгоградской области. Вместе с нашей группой были и другие. Всего их было 3. Поход был межклубным, помимо нашей колесит по степям поехали еще две бауманские группы и две из дружественного велоклуба 3х9.
Маршрут у трех из четырех групп был одинаковый. Леша не хотел ехать такой большой гурьбой, и поэтому мы придумали альтернативные участки. "Шумные они", - Алексей любит тишину, спокойствие. Мы удлиняем и усложняем наш маршрут Главным образом для того чтобы распараллелиться с другими группами.
Наш третий участник - "мистер гаджет" Василий. В свой первый поход он показал себя отличным участником. Фото, видео съемка происходящего, генерирование электричества, куча отличной и разнообразной снаряги, ровный и быстрый темп, сдежаный неконфликтный характер - одним словом Вася молодец.
Леша ценит такие качества участников. Он доволен когда действуют по правилам, когда все выполняется четко, без сопротивлений и по инструкции. Спортивные туризм - это система. Поведение, действия, реакции на различные ситуации - всё, на самом деле, регламентировано. Наш руководитель старается следовать правилам во всем. При этом он мягок с участниками, деликатен и чрезмерно демократичен. Лёша старается держать на контроле все вопросы и действия группы и зачастую вместо уместного наставления берется за задачу самостоятельно.
От станции целый день едем по асфальту. Выезжаем к Дону и встаем на первую ночевку в жидком лесочке на берегу излучины Дона. Сразу как встали каждый заниматься своим делом. Вернее - не своим, а общественным. Каждый должен заниматься общественным делом сразу как встали на ночлег. Двое ставят палатку, один идет с канами за водой, механик собирает в ряд велосипеды и состегивает их металлическим тросом. Нельзя сразу завалиться отдыхать, отправиться купаться или начать точить личку.
Самый ответственный фронт работ у завхоза и дежурных. Первый указывает что и в каких количествах мы будем есть на ужин, вторые - два человека - начинают торопливо готовить. Есть в походе хочется всегда. Утром сразу как проснулся, днем во время езды, вечером перед ужином и после ужина и во время сна. Это нормально. Раскладка питания в спортивном туризме составляется исходя из 30% дефицита получаемых калорий к затраченным. Еда в походе - это награда, ее надо заслужить.
Пока закипают каны с водой, дежурные режут хлеб, колбасу сыр. Делят поровну на всех вкусняшки, намазывают бутерброды маслом. Как только закипела вода в неё сразу надо загрузить основное блюдо. Как правило это каша с мясом (тушенкой). Туристическая кулинария - то ещё искусство. Тут и каша из носка и чай на хвойных иголках. В этом деле есть великие повара, но это тема отдельного рассказа.
Переплываем Дон на пароме. Местность сельская, плотность населения небольшая, мосты строить не выгодно. Часто встречаются паромные переправы. Удивительно, до сих пор цена билета осталась на символическом уровне. Что-то около 15 рублей за человека.
Леша едет замыкающим. Обычно руководитель едет первым. На лихом коне! Ведет группу в путь! Но существует и другой, менее популярный подход - начальник едет в конце. Чтобы видеть всех и следить за группой. Чтобы не растерять участников, помогать и контролировать группу. Если кто-то из нас останавливается, он останавливается рядом и деликатно спрашивает: "В чём дело? Что случилось?".
Изначально нас было пятеро. Первые три дня с нами колесила пара: Сергей и Наташа. Но по личным причинам они были вынуждены слиться в Волгоград и основную часть маршрута мы проехали втроем: Леша, Вася и я.
Тут стоит отметить, что слив участника на маршруте в спортивном туризме - это плохо. Как в любом спорте у нас тоже есть соревнования. Соревнуются отчеты о походах. Отчет это не рассказик в блоге, но строго формализованный документ, который оценивается по большому числу критериев: сложность маршрута, безопасность, полнота прохождения, интенсивность, новизна и другие. И если группа теряет участников на марщруте, по любым причинам, за это сильно снимают балы.
Фото и видео съемка в спортивном походе дело обязательно и даже рутинное. В отчете каждый факт должен быть подкреплен документальным свидетельством - фотографией.
Есть целых 3 должности на эту тему: художественный фотограф, технический фотограф, видеооператор. У Алексея самая нудная из них - технический фотограф. Ему нужно фиксировать смену покрытия, каждый проезжаемый населенный пункт (табличку с названием), все произошедшие поломки, каждого участника (в разных ракурсах: портрет и верхом), в общем - любое событие похода. Творчества в этом никакого нет. Вместо того чтобы ваять шедевры с зеркалкой наперевес, командир щелкает съезд с асфальта на среднего качества грунтовку.
Сельская местность в долине Дона. Довольно сложно поймать в кадре местных жителей чтобы они были в своей естественной среде обитания. А не так чтобы у них не были глаза по полтиннику при виде навьюченных велосипедистов неистово взберающихся в горку. Вообще, эмоции в обычных людей бывают разные, но вот вопросы примерно одни:
- Откуда вы едете и куда?
- Вы прямо из Москвы на велосипедах приехали?
- Сколько скоростей на велосипеде?
- Сколько стоит такой велик?
- А нафиг на великах если на машине можно?
Как нам читали на лекциях по безопасности в школе велотуризма, путешествую по просторам отечества не стоит распространятсья что вы столичные жители. Некоторые аборигены, в силу разного рода предрассудков, недолюбливают москвичей. Поэтому перед походом мы придумываем легенду, которую будем рассказывать при ответе на вопрос "откуда вы такие красивые едете?". "А мы из Балашихинской области такие едем" - что конечно полный бред и никакой Балашихинской облаcти не существует.
Общение с местными жителями - отдельная глава лекции по безопасности. Если кратко - то общаться с ними особенно не стоит. Все контакты желательно осуществлять руководителю, или специальному уполномоченному по общественным связям. Леша вообще не долюбливает населёнку. На привалы, обеды, и главное - на ночлег, он уводит нас далеко от людей.
Задача Васи - снимать видео. Требования такие же как у технического фотографа: где мы едем, как мы едем, глупые шутки на камеру, помахать ручкой, показать большой палец.
Замыкающий. Он должен видеть группу, контролировать, помогать с ремонтом. Алексей прекрасный механик, он отлично разбирается в велосипедах. Поломки в пути происходят постоянно. Вообще говоря, история о ремонте великов в походных условиях - это история о том как из куска проволоки и крепкого мата сделать все что угодно. В случае с Алексеем крепкий мат заменяется на грустный вздох и фразу "ну вот опять".
Порвалась цепь. Механик сразу бросается чинить поломку. Цепь надо снять, удалить разорванное звено, вставить запасное. Всё люблю я в велосипедах, за исключением того что это хрупкие как фарфоровый сервиз создания. Каждые 300-500 км цепь надо менять, иначе она сточит в ноль заднюю звезду. Если проехать на одной цепи пару тысяч км, она может внезапно порваться из-за износа. Что у нас и произошло. У нас бесконечные проколы. Едем по полям с колючками. В середине похода у меня начинают одна за другой вылетать спицы. Другая вместо осмотра города бегала по Волгограду в поисках запасного багажника. И это лишь малая часть поломок за поход. В общем, велосипеды капризны как барышни в цвету.
Восстановив цепь, продолжаем путь.Впереди у нас природный парк "Донской" и его знаменитые меловые горы.
Вечереет. Невозможно, проехавшись по степям, не подписать хотя бы одну фотографию словом "вечереет". Здесь это особенное состояние природы, непривычное для жителя средней полосы. Горизонты, заливные луга, искаженные в лучах заходящего солнца краски. Огромные фотографические планы с кипами облаков, лучами солнца и полями, полями, полями.
Встали за холмиком рядом с Доном. Поутру случился главный затуп похода. При норме сбора 2 - 2,5 часа мы собирались 4 часа и выехали около 11 утра. Мы что-то чинили, что-то готовили, я долго и вдумчиво клеил 5 своих проколотых камер. Леша был нами не доволен. Сначала он попробовал пробудить в нас голос разума, но поняв что это не работает, просто сел и стал наблюдать за происходящем. Но были не в силах торопитсья: приятное майское солнце, свежая трава, деревенская тишина и неторопливая река разморили группу спортивных туристов.
Между Доном и Волгой - все сплошь поля. Искусственные оросительные канаты питают их.
Целый день едем вдоль таких каналов. Все они в исправном состоянии. Вода в этих местах ценный ресурс, а сельское хозяйство - основной бизнес.
Ближе к Волгограду, начинают попадаться военные памятники, разной степени безвкусности. В этих местах шли бои. И память о тех событиях решили увековечить по-пролетарски - максимально прямолинейно.
Поздно вечером приезжаем в Волгоград. Селимся в гостинце. Возвращаемся в человеческое обличие. Следующий день тратим на экскурсию по городу. Открою вам секрет: главное в Волгограде это река. Город самой своей формой подчеркивает главенство реки в своей судьбе, растянувшись вдоль берега на 120 км. Здесь есть отличное место чтобы обустроить красивую многокилометровую набережную. Когда-нибудь до него доберутся продвинутые хипстеры и постоят здесь современную набережную со смузи и пуэром, пока же тут можно созерцать лишь робкие потуги капитализма, выросшие на обшарпанных остатках сталинского ампира.
Мы оказались в Волгограде в начале мая, в то время когда в городе официально расчехляют призрак Сталинграда и он обретает второе имя. Именно война, по официальной версии, есть суть города. Словно в доказательство этого факта, город усыпан напоминаниями о том кровавом месиве. Разной степени безвкусности.
Мельница Гергардта - объект культурного наследия РФ. Здание было сильно повреждено в дни Сталинградской битвы. Служит памятником и символом стойкости города в борьбе с захватчиками. Но вот ирония, и название нам говорит об этом, Гергардт - сам немец. Его акционерное общество "Братья Гергардт" построило этот комплекс в 1899 году. А вот краткая история этого немца:
Александр Гергардт родился 23 января 1864 года в семье поволжских немцев, окончил реальную школу в Саратове и стал компаньоном своего деда в 1883 году. Затем, совместно с дядей и братьями, Александр основал акционерное общество «Братья Гергардт». После 1917 года он был взят как заложник за арестованного в Германии советского политического деятеля Карла Радека. 1 января 1933 года арестован в Москве органами ГПУ, где умер в заключении 21 апреля 1933 года.
Какая ирония: в центре Волгограда стоит памятник войне с немцами, который построил другой немец, который был арестован и убит властями которые боролись с немецкими захватчиками.
Может поэтому перед мельницей установлена скульптура играющих детей. Они еще малы и не знают об идиотизме, царящем в мире взрослых людей.
"Это же танцующий мост! Давайте остановимся, сфотаемся." - тормозит нас Леша. Предлагает Васе изобразить что-то вроде вроде танца на фоне моста.
Заметили что висит на шее у Леши? Это диктофон. Помимо руководителя, технического фотографи и реммастера, он еще выполняет должность хронометриста. Ему необходимо фиксировать время место и контекст всего происходящего в пути. После похода все устные записи надо расшифровать в печатном виде.
Вход на Мамаев курган. Пубертатный капитализм поджидает нас и здесь тоже. Джентельмен в клетчатом пиджаке и с подобранной в тон к нему сумкой предлагает нам что-то купить. Леша внимательно его выслушивает до конца и тактично отказывается от предложения.
Волевые черты лица, бугристые мышцы, несокрушимый мощный взгляд. Каменные изваяния не оставляют сомнений кто правит бал в этом измерении. Простые люди рабочих специальностей!
Ни малейшего сомнения быть не должно.
В то же время, живые люди не такие пафосные и бугристые как каменные изваяния. Они умеют краснеть, неровно стричься, быть искренними и не заморачиваться.
Живой человек способен вспотеть, стоя неподвижно на жаре, а другой способен ему помочь.
Реальные люди, ко всему тому могут быть еще и забавными.
Мать дала ребенку цветочек чтобы он положил его к основанию очередного монумента. Ребенок с чувством собственной важности выполнил миссию, а по завершении её сунул руку в воду побултыхать там. Интересно же! Из-за чего тут же получил окрик от родительницы, а по возвращении на сушу еще и шлепок по попе.
К 9 мая комплекс основательно обновили, прибрали и украсили. Кое-что правда не успели доделать, но на общем фоне это почти незаметно.
Вечером мы покидали город на Волге. На выезде отдаем честь главной проходной Волгоградского Тракторного Завода. Сразу после набережной стильные хипстеры должны добраться до неё. Они отдерут убогий сайдинг, сбреют с фасада кондиционеры, сожгут к херам собачьим безвкусные вывески, организуют прогулочную зону перед входом и замутят в историческом здании стильный лофт с кирпичными стенами. Главное набраться терпения и дождаться когда это все произойдет.
Из Волгограда выехали практически одновременно тремя группами. Леша гонит нас еще на 15 км вперед, чтобы только не вставать одной большой толпой. Уже в сумерках мы ищем место для ночлега. Хотели подъехать к Волге, но попали в паутину небольших излучин реки. Заблудились. Карты не помогают, маленькие протоки на них не отмечены. Ищем место где поменьше камышей и встаем на поляне рядом с водой, прямо посредине поля. Это была наша первая ночевка на открытом пространстве.
С утра в наше путешествие ворвалась степь. Ребята, скажу я вам - какой это это кайф катить по степным дорогам, уходящим в горизонт. Нам повезло с погодой: было сухо и не жарко. Мы крутили неистово, с наслаждением. Нас было трое, все примерно одного уровня, и мы ни в чем себя не сдерживали.
Чем ближе мы приближаемся к Казахстану, тем больше встречается на пути разрухи и уныния. Что-то новое еще не успело вырости в этом неторопливом крае, а старое еще не полностью вржавело в землю.
Основной вид деятельности здесь - животноводство. Однако, это не только мимими коровки, но и разбросанные во все стороны до горизонта отходы их жизнедеятельности, которые приходится аккуратно объезжать и обходить.
В поселке Рассвет останавливаемся около сельпо перекусить.
- У нас 10 минут. Давайте быстро перекусим и поедем дальше, - слезая с велосипеда командует Леша.
Дико хочется есть. Даже не есть, а жрать неприличными кусками мясо. Чувство голода в походе почти постоянный спутник. Мы хорошо закатили с утра и я искренне рассчитывал на награду в виде долгого затупа у магазина.
- 10 минут мало. Мы ломим быстрее ветра и выше облаков. Давай больше времени Леша, - мне хочется основательно подкрепиться. И в отведенные 10 минут мои планы никак не вписываются.
- По правилам у нас остановка на 10 минут. Обед будет позже.
Чья-то педантичность начинает изрядно раздражать. Неторопливо иду в магазин, долго выбираю еду: сок, печенье, шоколадку и хороший кусок колбасы. Возвращаюсь. Сажусь на лавочку на остановке у дороги, начинаю не торопясь все это есть.
- 10 минут прошло. Миха, нам пора ехать!
- 10 минут еще не начиналось...
- Тебя все ждут. Заканчивай с едой!
- Все это кто? Нас всего трое и Вася тоже еще трапезничает! - Вася действительно что-то жевал. Он поддерживал идею отдохнуть подольше, но на конфликт с руководителем идти не хотел.
- Мы едем в режиме 50-10. Если у нас была большая группа она бы тебя одного ждать не стала. - апеллирование к коллективу древнейший и самый действенный способ контроля и подчинения. Но мне уже было плевать, я был зол на командира и тупость ситуации.
- У нас небольшая группа и мы отлично едем с утра. Мы ехали дольше часа, а сейчас нормально поедим и проедем еще больше. Без остановки. Дополнительные 5 минут ничего не решают! Зачем ты раздуваешь из-за них конфликт?! Не понимаю этого!
Леша отступил, сел на лавку и стал ждать когда мы закончим. Я сидел и демонстративно неторопливо доедал колбасу. Мы все съели, допили соки и молча поехали дальше. Когда улеглись эмоции, разумом я понимал что так делать не стоило, но если бы человек всегда поступал руководствуясь разумом... Это был самый острый, кульминационный момент похода. После этого происшествия конфликтовать с Лешей желания больше не возникало.
В степи нет воды. Куча пластиковой тары с водой - наш запас на двое суток. Два завтрака, два ужина, ходовая вода на трех человек. Готовим на газовой горелке. Вечерами долго сидим у палатки, слушаем степь и смотрим на звезды. Необычная и романтичная атмосфера.
Увлекаемся ломёжкой по степи. Едем с опережением графика и впереди опять маячит возможная ночевка совместно с другими группами. Леша придумывает план. Он предлагает соленое озеро Булухта и еще апру мелких озер севернее нашего пути. Для этого нам придется сделать внушительную петлю и заночевать существенно севернее. "Они очень шумные. Мы не выспимся, если будет ночевать вместе." - твердит он без конца. Несмотря на мягкость и деликатность предложения, возражения он не принимал. Да их с моей стороны и не было. В итоге мы навернули, довольно интересную петлю по степи и в очередной раз разошлись с шумными туристами.
Одна из жемчужин волгоградских степей - соленое озеро Эльтон. Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Мы подъехали к водоему с дикой стороны, а чуть дальше уже был санаторий "Эльтон", солевые ванны и грязелечебница.
Берем по кристалику соли на сувениры. Сегодня Леша всем доволен. Мы не попали на шумную ночевку, шустро едем, нам сопутствуют хорошая погода и попутный ветер.
Маршрут преподнес нам подарок в виде прекрасного асфальтового участка в лучах закатного солнца. Я полюбил дороги когда стал много кататься на велосипеде. Бесконечное множество разных дорожек, их симметрия, гармония и романтика будоражит меня по сей день. Ни на каком другом виде транспорта невозможно так почувствовать дорогу как на велосипеде.
Критично важный момент в степи. Вы наверное уже подумали о нем. Да, в начале это было проблемой. Но потом с ней свыкаешься, научаешься отворачиваться и не смотреть.
Как и везде на планете, население деревень стремительно сокращается. Люди хотят жить в городах и ходить в торговые центры. Деревня в старом, классическом понимании становится редким явлениям. Деревня, как место где постоянно живут семьи теряет смысл еще и потому что граждане все сплошь обзавелись автотранспортом и могут спокойно жить в городе и пасти скот на пастбищах.
Очередная ночевка в степи. Было ветрено и чтобы защититься натянули тент, который закрепили на поставленные елочкой велосипеды.
Проезжаем совсем близко от границы с Казахстаном по Астраханской области. Территория военного полигона "Капустин Яр". Опасаемся падающих с неба ракет и пограничников. Существует 5 километровая запретная зона рядом с границей. Специальный пропуск в нее мы не делали. Леша связывается по телефону с другой группой, узнает чего да как. Долго думает и решает сделать крюк, чтобы объехать опасный участок и не въезжать в запретную зону. Пробую с ним спорить. Мои доводы такие: если первая группа проехала, то и мы сможем; все равно тут нет никого; да не нужны мы погранцам, мы няшные туристы-велосипедисты. Леша все внимательно выслушал, но остался стоять на своем, тем самым обеспечив нам дополнительные 15 км про степи.
В итоге он оказался прав. Одну из групп приняли пограничники как раз в том месте которое мы объехали. Все обошлось: руководитель поехал в отделение и выписал пропуск на проезд запретной зоны.
Иногда встречаются развалины военных сооружений советского времени.
К вечеру приехали в село Нижний Баскунчак - финальную точку похода. Тремя группами поселились в частном доме. Леше это не нравилось, но других вариантов не было. Весь следующий день посвятили осмотру окрестных достопримечательностей. Одна из них - гора Большое Богдо: единственная гора естественного происхождения в Прикаспийской низменности. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Взяли экскурсию, но экскурсовода почти никто не слушал. Трем десяткам туристам после 8 дней похода было не интересно слушать рассказ про уникальную древнюю гору. Хотелось гулять, смотреть окружающие виды и отдыхать.
Но главная изюминка этого места - знаменитое соленое озеро Баскунчак. Чрезвычайно чистая соль озера (99.8 % NaCl) составляет до 80 % от общей добычи соли в России. Плюс рекреационные применения: грязи, глины, соленые купания.
Мы втроем решили не лезть в грязь и не бултыхаться в соленой воде как это сделали другие группы. Мы сели верхом и покатили по озеру смотреть как добывается соль.
От абсолютной ирреальности происходящего даже Леша дурачился и радовался происходящему.
По высохшему дну озера проложена железная дорога, по которой катаются вагоны с солью.
Из-за огромной концентрации соли под ногами и в воздухе, постоянно хочется пить. Это цистерна с пресной водой для работников соледобычи.
А вот и главный гвоздь программы - соленой комбайн. Безумной красоты индастриал советского времени.
На следующий день мы загрузились в поезд и поехали домой. Вася чрезвычайно тщательно разобрал и упаковал свой любимый найнер, и поэтому он очень долго собирал велосипед обратно на Казанском вокзале в Москве. Леша собрался быстро и терпеливо ждал Васю. Нужно было сделать совместную фотографию по возвращению. Ждал и интеллигентно подшучивал над ним. Мы были были довольны походом. По крайней мере, про себя могу сказать точно.
Я очень благодарен Леше за руководство. И мне кажется, он тоже был доволен путешествием, нами и самое главное - самим собой.