На площади трех вокзалов в Москве сейчас можно бесплатно прикоснуться к Венеции. Точнее к Венецианской биеннале. В галерее «Царская башня» на Казанском вокзале работает бесплатная выставка «Станция Россия», которая в прошлом году представляла нашу страну на этом всемирно известном культурном форуме. Выставка эта одновременно о железных дорогах, архитектуре, географии и современном искусстве. Что же можно там увидеть?..
При входе на выставку посетителей встречает экран, на котором демонстрируется фильм об истории российских железных дорог и вокзалов. Фильм довольно длинный - минут 15-20, смотреть его придется стоя, но, на мой взгляд, посмотреть стоит. Потому что, во-первых, этот фильм - главный источник знаний, который вы можете вынести с выставки, а во-вторых - он задает настроение для осмотра всей экспозиции.
Ролик рассказывает не просто об истории железных дорог, но и об их особом месте в русской географии, культуре и цивилизации. Железные дороги в нем называются кровеносной системой страны, главным инструментом покорения бескрайних просторов, соединения огромного государства в единое целое и чуть ли не формой религии (с храмами-вокзалами). Вот небольшой фрагмент, посвященный первому настоящему российскому вокзалу (от которого, собственно, и пошло это слово) - павловскому (в Ленинградской области).
В основном зале можно увидеть и макет павловского вокзала.
Правда, только вот в таком виде - в отражении установленного над ним круглого зеркала. Биеннале же! :)
Вообще, основной зал экспозиции и Царской башни Казанского вокзала выглядит так. Башня эта была пристроена к зданию вокзала уже в наше время, хотя вроде как и по мотивам проекта Алексея Щусева, автора Казанского вокзала. Царской ее назвали потому, что предположительно изначально она задумывалась как павильон для императорской семьи.
Здесь на стене, расчерченной металлическими рельсами, можно увидеть архивные фото, эскизы и гравюры различных вокзалов. Например, в правой части кадра снимки Ярославского вокзала и вокзала в Твери (как тут не вспомнить о большой
подборке архивных фото Николаевской/Октябрьской железной дороги, которую я делал к ее 165-летию).
Еще один представленный здесь макет посвящен вокзалу у Олимпийского парка в Адлере. Должен сказать, что на макете вокзал выглядит более интересно, чем в глазах пассажира вживую. Хотя главная особенность его архитектуры, как утверждается в описании, не в эффектности внешнего вида, а в том, что он спроектирован при помощи современных методик прогнозирования распределения людских потоков, что очень важно для вокзала, расположенного в таком месте.
Тему макетов продолжает «Зал ожидания будущего», где можно, в частности, увидеть визуализированные фантазии на тему того, как будет развиваться площадь трех вокзалов в Москве.
Эти макеты сопровождаются любопытным описанием-размышлением на заданную тему и тему развития городского пространства вообще. Правда, исходит это размышление почему-то из допущения о том, что развитие технологий позволит значительно сократить площадь, занимаемую железнодорожной инфраструктурой, благодаря чему в центре городов (и в частности, у площади трех вокзалов) высвободятся большие площади. Может быть, я чего-то не понимаю, но допущение кажется мне спорным. А вот фантазия с небоскребами, к сожалению, - вполне реальной (и не радостной).
Самая фотогеничная и, можно сказать, центральная часть выставки - инсталляция со старыми чемоданами и камерой хранения.
Раньше эти ящики использовались по прямому назначению на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Теперь же - гастролируют по миру. :)
Внутри ячеек расставлены разные железнодорожные артефакты и портреты известных людей с тематическими цитатами.
Мне так понравилась камера хранения, что я не удержался и наделал кучу снимков. :)
Вот как выглядит вся инсталляция.
Там, за дверями находится зал ожидания Казанского вокзала (но попасть на выставку через эти двери нельзя - вход с улицы). В зале ожидания в то время, кстати, был выставлен полноразмерный макет двух отсеков нового плацкартного вагона, но увидеть его изнутри нам, к сожалению, не удалось. Выяснилось, что новый плацкарт доступен для осмотра по удивительно «удобному» графику: в будни с 10 до 17 часов (а мы были в выходные), когда рядом с ним дежурит специально обученный экскурсовод. Все остальное время за макетом следит охранник, который, по идее, мог бы просто присматривать за посетителями, но вместо этого получил инструкции просто не пускать никого внутрь. В общем, абсурд! Хорошо хоть, мы не специально ради этого приехали.
Но вернемся из России реальной на станцию Россия. :) Советские плакаты на стенах как часть антуража.
И последний зал выставки, в котором на экране, стилизованном под окно поезда, демонстрируется снятый (внимание - сейчас будет концептуально!) из окна поезда 7-минутный фильм Даниила Зинченко о 7-дневном путешествии по Транссибу из Москвы во Владивосток. Фильм вполне в духе и атмосфере этой выставки.
«Станция России» будет работать в Царской башне Казанского вокзала до 31 марта. Как я уже сказал, вход сюда свободный. Выставка любопытная и эффектная, хотя того, чтобы ехать на нее специально, наверное, не стоит. Другое дело - если вы будете рядом и при этом интересуетесь железными дорогами или хотите почувствовать себя посетителем Венецианского биеннале. :)
Вход в галерею - со стороны Новорязанской улицы (с правого «торца» Казанского вокзала, если смотреть на него с Комсомольской площади), за памятником Николаю I и другим создателям российских железных дорог, который я показывал в посте о
прогулке от площади трех вокзалов до Ивановской горки.
Читайте также:
В музей метро, не выходя из метро Подборка архивных фотографий к 165-летию Николаевской/Октябрьской железной дороги Экскурсия 3 в 1: «Винзавод» глазами инженера, художника и сомелье «Матвей Казаков и допожарная Москва». Выставка в Музее архитектуры Мои страницы в
Facebook,
«ВКонтакте» и
InstagramСтраница в Instagram
«Журналист из Зеленограда»