Дело было в самые что ни на есть древнегреческие времена.
Жил-был царь. Звали его Лай. Судя по имеющимся сведениям, был он человеком неприятным, если не сказать плохим. И правил он семивратными Фивами (древнейшим городом Эллады, между прочим).
Когда у Лая и жены его, Иокасты, родился сын, царь велел проткнуть младенцу ноги. Зачем понадобилась такая немотивированная жестокость, сказать сложно, ведь потом ребенка нужно было отнести в лес и убить.
[От себя: О, безымянные рабы (слуги, девки-чернавки и пр.), что бы мы читали, если бы вы всегда выполняли такие поручения?]
Раб ребенка не убил. Он отнес младенца в Коринф, к царю Полибу и жене его Меропе. Они, недавно потерявшие собственного сына, нарекли мальчика Эдипом (что значит «пухлоногий», с распухшими ногами) и вырастили как родного.
Эдип вырос умным и красивым. Правда, ноги у него болели, поэтому ходил с посохом. Отправился он в Дельфы, к оракулу, чтобы тот помог ему как-то определиться с дальнейшей жизнью. Помог... Такое предсказал, что юноша отправился по направлению «куда глаза глядят». Глаза глядели в направлении Фив.
На распутье трех дорог Эдип поспорил с каким-то знатным путником и его слугами (вопрос о приоритетном праве прохода/проезда и сейчас стоит весьма остро). Ну... слово за слово... Эдип своим посохом убил всех, кроме одного слуги, который успел сбежать (и это важно).
[Опять от себя: Если бы Лай был вежливее, они с Эдипом спокойно разошлись бы в разные стороны. И если бы Лай не проткнул Эдипу ноги, у того не было бы с собой орудия убийства, т.е. посоха. Эдип не знал Лая, вообще, еще многие и многие годы даже не догадывался, кого убил]
Эдип явился в Фивы и спас их от Сфинкса, чудовища, которое истребляло жителей города. Благодарные фиванцы избрали молодого человека своим царем. А чтобы его власть была легитимной, Эдипа женили на недавно овдовевшей царице Иокасте.
Жили они долго и, по всей видимости, счастливо, потому что родилось у них четверо детей. Мальчики Этеокл и Полиник, девочки Антигона и Исмена.
[Эдип не знал, что Иокаста - его мать, Иокаста не могла узнать в нем давно утраченного сына. И Фрейд с его комплексами вообще ни при чем! ]
А потом хорошая жизнь закончилась, и наступил кромешный ужас...
Продолжение этой истории, а так же все о Медее, женщине, которая убила своих детей (а так же убила и расчленила собственного брата, но это к слову), вы узнаете, если посетите спектакль «Греки. Эдип. Медея».
Да, вот так подробно, с именами, уточнениями (возможно, было так, но говорят, что могло быть и эдак) и комментариями вам поведают эту и другие истории «Спектакли Ксении Зориной». И, думаю, вам это понравится! Потому что магия всех этих таинственных имен, ритм повествования, напоминающий прибой на Эгейском море, сами истории, страшные и прекрасные, вскоре заставят вас забыть о том, что перед вами пустая сцена (нет даже намека на декорации), а на ней люди в джинсах и прочей современной одежде... И вместо корон у них трикотажные шапочки. Но вам это будет совершенно безразлично, потому что надо услышать, прочувствовать, понять и наконец разобраться: кто же виноват? Чье преступление и за что наказание мы расследуем?
Все происходящее называется сторителлинг, т.е. рассказывание историй. И мы, каждый из нас, в принципе знакомы с этим жанром. Потому что это то, что делает (должен делать) хороший школьный учитель (особенно на уроках истории и литературы), если хочет, чтобы его услышали и поняли. Но вот так, в театральном пространстве, сторителлинг возник сравнительно недавно, прижился, расцвел, дал плоды. Думаю, перспективы еще более радужны, особенно при наличии таких талантливых людей, как Ксения Зорина и ее актеры.
А виноваты не Эдип, и даже не Лай с Иокастой (хотя мы все помним слова одного героя совершенно другой истории о том, что наказания без вины не бывает). Виноваты боги, потому что они играют с людьми, сплетая и разрывая нити их судеб. Это вам любой древний грек скажет.
Я очень благодарна театру Ксении Зориной за цикл «Истории Европы»: «Греки. Эдип. Медея» - думаю, понятно почему, «История о Зигфриде и Брунгильде» - с этого спектакля началось мое знакомство со сторителлингом и любовь к этому жанру (по секрету скажу, что эта часть еще сильнее греческой, все же смерть во имя большой любви...), «Спасти Британию! История про Мерлина, короля Артура и рыцарей Круглого Стола» - не видела еще, но планирую.
Фото со странички театра в ФБ.
#moskvalublu,
#moskva_lublu Благодарю за приглашение «Спектакли Ксении Зориной» и СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ
moskva_lublu!
Сайт «Спектакли Ксении Зориной», группы театра в соцсетях: в
Фейсбуке,
Вконтакте