забавная статья, содержащая много фееричной чепухи, но так же много и правды.
В России хлеб продают на улицах из окошек небольших палаток, узнаваемых по вывескам, состоящим из всего одного, но очень дорогого сердцу россиян слова - "хлеб", белый, черный, вкусный грузинский хлеб, халы, круглые буханки и множество других сортов. Потребление выпечки средним россиянином в период с 1990 по 1995 год выросло на 5%. В 1996 году он съедал 143 фунта хлеба, 6,4 унции ежедневно все 365 дней в году. У русских даже есть поговорка: "Хлеб всему голова". Так почему же в последнее время они стали есть меньше хлеба? Ответ на этот вопрос говорит многое о состоянии России и материальном положении ее населения. Больше всего он говорит о "хаосе". И это касается не только хлеба.
Весь рацион питания россиян претерпевает на протяжении периода перестройки изменения, отражающие, словно в зеркале, состояние экономики и менталитет этой страны, переживающей спады и подъемы и вобравшей в себя черты будущего и прошлого. Как и сама страна, русская кухня являет собой беспорядочное зрелище. Сегодня Россия - это общество, которое никак не может выбрать, что лучше: пирожное, изысканно украшенное сверху киви, или любимый национальный десерт - печеное яблоко. Сегодня торговцы в метро предлагают пакетики чипсов "Прингл" прохожим, главный источник белка для которых - обычная вареная картошка.
Россия выбирает сегодня между цыплятами от "Тайсон", дорогой мороженой птицей, которой торгуют в дорогих магазинах, и тарелкой горячих сосисок неизвестного происхождения, бывших доступными для них еще во времена Брежнева. В настоящий момент популярность сосисок, жареного картофеля и печеного яблока растет. Отчасти это, возможно, объясняется синдромом национализма: русских возмущает западное влияние на их культуру и суверенитет. Однако, по мнению специалистов, главный фактор - деньги. Россия и россияне разорены, а цены растут. Рубль потерял две трети своей стоимости за одну только неделю в августе. Хлеб подорожал: расходы на него составляют 10% стоимости питания по сравнению с 4% всего несколько лет назад. Этого достаточно для того, чтобы вызывать у некоторых россиян ностальгию по твердой социалистической руке; во всяком случае, пока они не вспоминают о железной хватке, которой это сопровождалось.
"Разница между сегодняшним днем и 80-ми годами, - говорит Александр Батурин, заместитель директора Института питания Российской Академии медицинских наук, - состоит в том, что тогда полки были пустыми, но люди, которым удавалось купить немного рыбы, были довольны. Этого было достаточно. Сегодня в любом магазине можно найти почти все. Все дело в том, можно ли себе это позволить". По-настоящему россияне любят традиционный русский набор продуктов, который продержался при Брежневе и Горбачеве и держится даже сейчас, в тяжелые в материальном плане годы Бориса Ельцина. Русская кухня означает жирное жареное мясо, жареный картофель, печеные яблоки, блины и оладьи, щи, а также майонез, кислая капуста, масло и тяжелый черный хлеб. И чай. Без молока, но, может быть, с небольшим количеством варенья. На вкус Запада - это слишком тяжелая и жирная пища. Она естественна при суровом климате, который, скорее, подходит северному оленю.
Иногда жирная пища - это хорошо; знаменитые блинчики с луком и мясом или вкусный винегрет, хороший борщ. Но ключевое слово здесь - иногда. Оборотная сторона "русской кухни" - это то, что это не особенно здоровая кухня. Есть три раза в день колбасу вредно для сердца. Когда три раза в день едят картошку и хлеб - это ведет к ожирению, и половина всего взрослого населения России имеет избыточный вес. Освобождение от коммунистических оков мало что изменило в этом плане. Посткоммунистическая Россия наводнена западным мясом и бакалейными товарами - они составляют половину всех продуктов, которые там продаются. Однако в исследовании, проведенном недавно одним специалистом, содержится вывод о том, что содержание витаминов в рационе россиян не повысилось. Фактически каждый россиянин страдает от недостатка витаминов. Среди детей, половина которых не пьет регулярно молоко, недостаток витаминов группы В, способствующих росту костей, носит катастрофический характер, говорит Батурин.
"Наш образ жизни - это нарушение норм с самого начала", - считает Юна Попова, один из руководителей государственного центра лечения расстройств, связанных с плохим питанием. Это вовсе не значит, что русские лучше питались, когда все за них решал Кремль, приказывая своим подданным есть то, что им предлагалось, или голодать. Однако переориентация питания россиян на рынок имела свои плюсы и минусы. Например, такая вещь, как бесплатные горячие завтраки. При советской власти практически каждый рабочий и служащий получал такой завтрак бесплатно или почти бесплатно, это входило в список социальных благ, которые советские граждане получали в течение всей своей жизни от колыбели до могилы. В современной России бесплатных завтраков не существует, в результате многим просто нечего есть. Большинство россиян едят два раза в день, утром и поздно вечером, рассказала Попова. Пропустить один прием пищи, казалось бы, не так уж и вредно.
Несколько лет назад средний россиянин поглощал, по некоторым оценкам, 3000 калорий в день, то есть на одну четверть больше, чем рекомендовано. Потребление калорий сократилось в 90-х годах. Но сокращение произошло, в основном, за счет более дорогих продуктов, важных для обеспечения здорового рациона. Институт Батурина периодически опрашивает тысячи россиян, выясняя, что они едят, и некоторые выводы вызывают тревогу. В период 1990-1995 гг. потребление фруктов сократилось на одну треть, мяса - на одну четверть, овощей - на одну пятую. Потребление рыбы сократилось в два раза. С одной стороны, меньше мяса - это значит меньше жира, и некоторые российские врачи указывают именно на это, объясняя некоторое сокращение числа сердечно-сосудистых заболеваний, начавшееся в 1994 г. Но это немедленно привело к росту случаев железодефицитной анемии у женщин; у трети беременных женщин наблюдается недостаток железа. Сокращение потребления фруктов означает, что у 20% россиян отмечается сильный недостаток витамина С, что грозит рахитом. Один из факторов - это, конечно, цена, но другой фактор - это инертность. Большинство фруктов и овощей никогда не росли хорошо в России, где главный источник витамина С - капуста. Люди едят то, к чему они привыкли.
Подобно тому, как на западе России не станут есть закуску, популярную на юге, - вяленое мясо, которое несколько недель сушится под пропитанным потом седлом лошади, кто-то другой не любит сладкий перец. Или артишоки. Или груши. Но не все. Батурин рассказывает, как он натолкнулся на сообщение об одной российской семье, которая любила груши, хотя и жила в Сибири, где груши - редкость. Он решил выяснить, почему они ввели этот фрукт в свой рацион. Ответ был прост и весьма показателен. Муж остался без работы; жена работала, но ей месяцами не платили. Чтобы выжить, они разгружали грузовики с фруктами, и частично с ними расплачивались за это грушами.