Пессак - это первый поселок, при постройке которого архитектор действовал без всякой узды. Пока там около пятидесяти домов, но по плану их должно быть вдвое больше.
И при сравнительно небольшом числе строений выявилось уже преимущество стандартизации. Была установлена следующая норма размера комнат: модуль равен 5 м. Размер комнаты - 5X5 м, или подразделение 5X2,5 м. Смотря по величине, в каждом здании 6, 8 и т. д. комнат.
С величиной отдельной комнаты связана и величина окон: стенам в 5, 2,5 и 1,25 м соответствуют величины окна: 14, 72, 71. Эта стандартизация допускает самые разнообразные возможности применения и одновременно массовый заказ фабрике.
У крыши и полов одинаковый модуль: пятиметровая бетонная балка. К этому присоединяется еще типизация дверей, плит, каминов и лестниц.
Изолирующие кирпичи из доменных шлаков и бетонные балки машины делают тут же на месте. Сильное впечатление произвели на меня «цементное ружье» фирмы Ингерсолл, Ранд и К° и бетонная пушка, выплеснувшая в несколько дней стену в 100 м длины.
Пока имеется шесть различных типов домов. Из них, благодаря частому повторению, наиболее определяют лицо поселка тип «двойного дома» и тип маленького домика. Самым изящным типом представляется нам все же тип «14»; он решительнее всех выявляет собой указанную облегченность дома. Он парит на своих бетонных колоннах.
Лестница органически выносится наружу, чтобы освободить место для жилья. И тут само собой возникает сходство лестницы с железнодорожными переходами.
Надо еще заметить, что основные элементы поселка Пессак - вплоть до модуля в 5 м восходят ко времени до 1921 г.; их можно найти в «Пути к архитектуре».
Плоские контуры Пессак уходят в небо: переход образуют висячие навесы, находящиеся над крышами-садами. Окраска заимствована из картин Жаннерэ: господствуют парящие светлосиние и светлозеленые, а также тяжелые коричневые тона.
Взаимную игру построек нельзя рассматривать ни в смысле пространства, ни в смысле пластичности. Только отношения имеют значение. Отношение заполненного к пустому, отношение гладкой поверхности к сквозной, отношение горизонтальных слоев к вертикальным телам. Краски служат для облегчения объема и для приближения и удаления плоскостей.
Как можно было бы рассматривать с точки зрения пространства и пластики коричневые ряды домов самого малого размера, если не оперировать изменчивыми соотношениями вещей?
Эти дома, так строго соблюдающие плоскую поверхность, в свою очередь пронизываются вторгающимися кубами воздуха, которые оживляются и моделируются трудно охватываемыми глазом запасными помещениями. Ряд домов в целом опять-таки цепляется за дома, находящиеся возле и позади. Неподвижные снимки не дают тут никакой ясности. Надо было бы следовать за движением взгляда: только фильм может сделать понятной новую архитектуру. Но даже на ограниченном отрезке одного кадра неужели можно думать, что эта стена справа, плоская, как экран кино, и совершенно лишенная своей телесности, стоит там случайно, безотносительно к пролету и к коричневой поверхности рядом? Конечно, в деталях за этим не кроется никакого расчета. Но результат развивается самостоятельно из элементов архитектуры, которая, будучи освобожденной от игры силы и тяжести, сбросила с себя все антропоморфные оковы. Мы должны быть благодарны голландцам - Мондриану и Десбугру - за то, что наши глаза впервые поняли колеблющиеся отношения, которые могут возникнуть между поверхностями, линиями и воздухом.
Теперь признают, что нормировка и стандартизация - это только подсобные средства для освобождения архитектурного восприятия. В архитектуре они играют лишь ту роль, какую играет пылесос или стиральная машина в обыкновенном домашнем обиходе: освободить голову для лучших дел.