Ле Корбюзье, французский швейцарец из Шо-де-Фон (род. в 1887 г.), приобрел во Франции славу тем, что совершенно определенно поставил жилищную проблему в центр своей теоретической и практической деятельности, т. е. ту проблему, которая являлась самой отсталой областью французской архитектуры. Многим молодым французам, повидимому, только Корбюзье развязал язык. Если: кто-либо захочет сделать теперь попытку показать его значение, то сейчас же возникает двойной вопрос: во-первых, какое место занимает Корбюзье во французском движении, и, во-вторых, чем достиг он того, что вывел жилищную проблему далеко за пределы традиционных границ; только тогда может быть выяснен вопрос о формальной структуре его строений.
Корбюзье неразрывно связан с традицией железобетона. Только во Франции может архитектор безусловно полагаться на этот материал.
Разлагающие «если» и «но», которые в других странах возникают в умах именно передовых людей и часто с основанием противопоставляются этому материалу, чем вызывают неуверенность в производстве, во Франции совершенно отпадают. Вспомним хотя бы: Голландию, все еще, несмотря на доброе желание, не освобождающуюся в жилищном строительстве от кирпича. Город Амстердам пост-. роил целые села из бетона по самым разнородным методам и нигде не добился действительного удовлетворения. Дом с бетонными стенами Роберта ван Гоффа в Гюнс тер Гейде, построенный в 1915 г., не являющийся, впрочем, «домом-скелетом», остается в конструктивном отношении почти без последователей, хотя формально он стал исходным: пунктом целого движения в Голландии. Корбюзье располагает прейсущественно двумя качествами: способностью упрощать вещь иногда до почти опасной лапидарности и неуклонной последовательностью в развитии. Начиная с самого первого своего дома в швейцарской Юре (1916), вполне выдержанного в традиционных формах, но имеющего уже в зачатке позднейшие элементы, все свои постройки Корбюзье основывает на принципе железобетонного остова.
В Перре заложены пророческие зачатки: гениальные решения отдельных конструктивных задач, никаких сравнений стилей, только одно: когда приходят к Перре, он охотно показывает, как самую совершенную на земле форму, безупречный, замкнутый в себе овал страусового яйца. В павильоне «Esprit Nouveau» (1925) Корбюзье была выставлена, как единственная «природа», вечно разворачивающаяся перламутровая спираль большой турбинной раковины.
Как никто до него, Корбюзье сумел заставить зазвучать подкрепленный научными данными остов из железобетона. Мы не говорим о его формальных достижениях. Мы говорим о его способности придать конструкции, каркасам новое значение в соответствии с новыми функциями жилья. Из свойства, что при строении, покоящемся всей своей тяжестью на нескольких железобетонных столбах, можно где угодно обойтись без стен, ставших изолирующей обшивкой, из этого свойства и создал Корбюзье вечно открытый дом.
Все его решения архитектурных задач сводятся к следующему: город на бетонных столбах (1915), висячие дома, кажущиеся становящимися книзу все легче, кубы воздуха, в изобилии заполняющие его дома с наемными квартирами, сады на крышах. Кубы воздуха внутри, кубы воздуха снаружи, кубы воздуха в самых маленьких типизированных жилищах в Пессаке и так до отдельных жилых ячеек «университетского города» (citй universitaire). Наибольшее количество воздуха, наименьшее количество стен. Это проветривание дома воздухом внутри, снаружи, внизу, наверху (плоская крыша является только частичной проблемой в общем единстве) - вот чего мы требуем от нового дома.