Рудольф и Земфира: уфимская аномалия

Apr 13, 2008 20:17

В марте много показывали Нуриева - юбилей.
И мне вдруг на ум пришла странная параллель: Нуриев и Рамазанова.

Показалось, что они вполне могли бы творчески и человечески заинтересовать друг друга. Пересечений оказалось предостаточно - и серьезных, базовых, и житейских. Далее просто наблюдения, без далеко идущих выводов.


Из Уфы. Из простых семей, не имеющих никакого отношения к искусствам.

Оба - самородки. Оба совершили стремительной взлет в карьере и сразу достигли высот в профессии. Широкая известность и слава обрушились на них мгновенно.

Оба - произвели революцию в своем жанре.

Оба страдают нарциссизмом. Одиночки.

Оба - нельзя сказать чтоб были широко и серьезно образованы (имею в виду начало карьеры).

Оба - глубочайшим образом одержимы своим даром. Их искусство безусловно - диониссийское.

В их жизни и искусстве много деструктивного и разрушительного.

Оба - безусловно ПРИЗВАНЫ и понимают это. Отсюда такой напор и самоуверенность. Природный дар подкреплен глубоким интересом к своему ремеслу и трудолюбием (что бывает нечасто).

Оба удивительно сценичны от природы: на сцене от них невозможно оторвать глаз. Энергетика сцена-зал невероятная. Это сохраняется даже в записи (что тоже редкость).

Оба обладают взрывным темпераментом и нелегким характером. Склонны нарушать общечеловеческие каноны в жизни и искусстве.

Имеют высокую профессиональную репутацию и весьма неоднозначную человеческую. Например, скаредность Нуриева - притча во языцех.

Оба очень цепкие по-житейски, земные, уверенные, властные, экспансивные, непредсказуемые, высокомерные, закрытые, «дикие». Что касается характера и человеческих повадок, - можно предположить, что это обусловлено татаро-башкирскими корнями и менталитетом. Очень уж похоже идут по жизни.

Бешеная популярность, которую не пришлось завоевывать. Нуриев - поп-звезда от балета. Дико звучит для элитарного жанра, но факт. Земфира и внешне, и песнями ни под каким соусом не должна привлекать толпы, - однако привлекает. Какая-то животная притягательность у обоих.

Их искусство одновременно вызывает ужас и восторг, оно в лучших своих проявления - прекрасно до ужаса (если можно так выразиться). Оно гипнотизирует.

Оба самодостаточны как явление природы. Тут не требуется зрительского участия, тут можно только внимать, наблюдать. Лично я с похожим внутренним чувством смотрю на танец Нуриева и на пение Земфиры: так с восторгом и ужасом глядят на приближающийся огромный смерч или цунами. Глядя на них, четко понимаешь, что прекрасное и ужасное - две стороны одной медали. Абсолютная красота уже ужасна, а абсолютный ужас безумно красив.

Возможно, это не все. :)
Previous post Next post
Up