Высоцкий

Jan 27, 2008 15:45

Высоцкий удивительный. Это - ребенок. О том, насколько он внутренне беззащитен и раним - можно судить по степени его демонстративной брутальности ( Read more... )

Leave a comment

Re: вождь anonimnem January 29 2008, 12:23:42 UTC
Прочла. Вы знаете, я этот процесс представляю себе иначе. И вообще не понимаю, что значит "народный дух явил себя в нем". Как именно проистекает этот мистический процесс: прям вот дух народный влетает в его бренную душу :) Смеюсь.

Мне представляется так. Есть человек - со своим почерком, с каким-то собственным запасом идей, со своей стилистикой, органикой, психологией, начинкой. Он из себя выдает некий духовный продукт и далее подключается "мир". Включается обратная связь: насколько этот продукт резонирует с "миром"? - вот в чем вопрос. Готов ли мир к восприятию этого продукта? Есть ли в нем надобность, а проще - в бизнес-терминах - просто спрос. Кстати, бизнес давно понял про эту обратную связь и там все простроено на этом.
Я давно хочу открыть тему "популярность как обратная связь с миром". :) Популярность в последнее время рассматривается как нечто крайне негативное, тогда как это просто механизм обратной связи. ВОт. И если твой продукт вызывает резонанс в миру - получается уже связка, и ты и "мир" начинаете действовать в тандеме и взаимно влиять друг на друга. Вы на прямой линии связи, так сказать.
Человек может немного изменить мир - повести его куда он хочет, а мир при этом его ограничивает - далеко его помимо воли не заведешь. Но и "мир" тебя может так перелопатить и исковеркать (если идти у него на поводу) помимо твоей воли - мама не горюй. ВОт тут и начинается настоящая схватка: кто кого :) Ну и кто тут в кого вошел - сказать трудно, ибо - взаимоприникновенье! :))

Вот почему я горюю, что ЕК, например, малопопулярна. В итоге она имеет мизерное влияние на духовную жизнь общества, а могла бы тут многое повернуть и изменить к лучшему. Понятно, что это не пропадет втуне и позже будет востребовано. Но - позже!
В некотором роде, вариться в своей соку и общаться только со своей аудиторией - это побег с поля боя ведь? Если совсем жестко посмотреть на вещи?

Reply

Re: вождь tagri January 29 2008, 16:14:22 UTC
Еntre nous, сама не переношу стилистического "альпинизма". Ну, т.е. Ваш смех над "народным духом", разрешившимся от бремени Высоцким, мне понятен. Но, надеюсь, той же мысли, выраженной в терминологии неоплатонизма ( :))) :"Поэт - это своего рода эманация общей народной беды, радости, печали на бренную человеческую оболочку...", больше повезет?
Поэт, как "человек - со своим почерком, с каким-то собственным запасом идей, со своей стилистикой, органикой, психологией, начинкой" в том числе и в виде "всех наших недостатков, закидонов, безумств и удивительных всплесков достоинств", не инопланетянин, не "безродный космополит". "Ушки" культурной почвы торчат из любого "продукта". Эффект резонанса, смею предположить, напрямую зависит от степени укорененности. Не в буквальном смысле: типа, пахнет кислой капустой и валенками, а, прости Господи, всё тем же духом. Времени и места. Хотя, пожалуй, гениев тоже можно классифицировать, признав предварительно общее свойство - предельность воплощения и (или) ответа на запрос. Вот Высоцкий, как мне кажется, из первых. Воплотить - получилось, - не хватило "секунд" на выход за пределы своей эпохи. Не успел, а жаль. Он ведь рос, как Вы верно заметили. Гений в классическом смысле за пределы, "буйки" времени заплывает :), приглашая и нас пройти незнакомую дистанцию. Как Пушкин. Даже и не знаю, кому еще эта "обратная связь" так удалась? Разве что ФМД?
Кстати, этот феномен, когда народ сразу, при жизни, узнает СВОЕГО певца, сравнительно недавний: отдельное "спасибо" магнитофону и - привет, массовая культура! :) - ничего подобного еще 200 лет назад и в помине не было: ну, какой Александр Сергеич "народный" для своих современников?
А наше время, да, жестоко к творцам. Когда так было, чтоб сегодня написал, спел, а завтра - смотри, читай, слушай... И всё-таки Вы очень обостряете проблему своим "жестким" взглядом. Никакой это не побег - творить на своем поле. Тут, в конце концов, всё дело в масштабе дарования. Гениев, несмотря на обидную частоту употребления термина, единицы. В конце концов, это честнее - петь для тех, кто дорос до тебя, нежели обманывать эрзацем толпы. ЕК зачтется. Как и тем, кто хорошо "продается" :))

Reply

Re: вождь anonimnem January 30 2008, 06:16:45 UTC
Да мы об одном, конечно, говорим, просто вот все эти "дух вошел" и "эманация" - не говорят о механизме, просто такая красивая формулировочка ни про что. Ну конечно, каждый из нас в некотором смысле укоренен, и что? Я этот этап просто вывела за скобки как самоочевидный.

Хотя вы знаете, может это и не так очевидно: представьте, что прилетает к нам именно что неземное существо и начинает делать сценическую карьеру - при определеных обстоятельствах (не слишком страшный, не слишком непонятный - то есть такая умеренная чужеродность) он может стать сферхпопулярным (не будучи укорененным вообще) :)) и иметь огромное влияние на нашу культуру! Но это так, в сторону.

Ну в ваше "народ" - это мое "мир", то есть чуть шире. Ибо гении влияют не только на свой народ - их влияние шире.

Да, Высочкому немного не хватило - соглашусь с Вами. Но все равно это такая гомерическая фигура в нашей культуре, и его масштаб растет с
годами.

"И всё-таки Вы очень обостряете проблему своим "жестким" взглядом".
Ну отчего же? Ты сделал себе такую комфортную выгородку и там существуешь. Подобный эскапизм мне самой присущ в высшей степени - поэтому я столь жестко выражаюсь. Я просто поняла это для себя в какой-то момент...

"В конце концов, это честнее - петь для тех, кто дорос до тебя, нежели обманывать эрзацем толпы".
Не поняла дилеммы: почему для толпы - только эрзацы? ВОт пример ВВ говорит что можно и настоящее нести. И ЕК, я уверена, при определенных усилиях имела бы раза в 3 бОльшую аудиторию (это как минимум). Если поешь для своих - ты самоустраняешься с поля боя современности и отдаешь его по сути духовным врагам (ЕК часто говорит, что Пугачева и иже с ней закатывают асфальтовым катком все ее взращенные ростки). То есть это - поединок все же.

Reply

Re: вождь tagri January 30 2008, 14:34:02 UTC
Ну, на полное и безоговорочное понимание механизма я не рискну замахнуться.
Да, трюизм, но для появления Героя, Гения нужна почва. Об этом и шла речь. Почва, если хотите, рождает героя, а мы узнаем в нём своего, родного.
Раскрутить и СДЕЛАТЬ сверхпопулярным можно кого угодно, но разве об этом речь? Высоцкого никто не раскручивал - его узнали. Вот недавний пример: Земфира. Раскручивали в одно время с ней еще десятки потенциальных "звезд", и что? Узнали - только её.
Прочитав об инопланетном госте, влияющем на нас, я вспомнила, что через месяц после Высоцкого скончался Джо Дассен. О смерти ВС сказали только вражьи "голоса", о Дассене сообщалось в теленовостях, по радио и в печатных СМИ как о большой потере для мировой культуры ( в моем личном списке прегрешений прошлого режима есть и этот пункт :))). Он, справедливости ради отметим, был очень популярен. Но на что и кого повлиял? Здесь?
Хотя заимствования, якобы, чужого бывают. Вот классический пример: марксизм. Сам Маркс, узнай, где он "пригодился", испытал бы сильнейшее эмоциональное потрясение - culture shock по-нашему :). Он не раз высказывался в том смысле, что России "комм. эксперимент" не светит еще долго-долго, до тех пор, по крайней мере, пока европейские собратья, уже пошедши по пути социального переустройства мироздания, не привлекут её милостливо к оному процессу. Ну, не доросла, не способна без посторонней помощи, "чушка гугнивая"... А "чушка", недолго думая, его и выбрала на свою голову.
А дилемма всё-таки имеется. Народный избранник и любимец толпы - это "две большие разницы". Я не знаю масштабов дарования ЕК, но что-то подсказывает мне, что её творчество не пример эскапизма, не побег, а осознание его, дарования, границ. Эти границы не АБП определяются (мы же не про шоубиз разговариваем), а доступными творцу средствами перевода своего внутреннего текста на язык современной ему культуры. Если есть что сказать, а я Вам верю, что ей - есть, пусть услышит хоть десяток. Значит, уже не зря говорит.

Reply

Re: вождь anonimnem January 31 2008, 08:29:04 UTC
ну что почва... Вот мы все выросли на одной "почве" - но одного мы "узнаем", как вы говорите, а другого - нет! Ну и при чем здесь тогда "почва"? Просто один - совпал с каким то внутренним ожиданием и ощущением большинства, а другой - нет. Первый - нужен для развития мира сейчас, а другой - нет. Первого мы в состоянии "усвоить", а второго - отвергаем.
"Народный избранник и любимец толпы - это "две большие разницы"
А в чем для вас тут разница, где проходит "водораздел"? Толпа - как большое количество народа и народ - большое количество народа. Разумеется, у народа - больше внутренних скрепов, но законы примерно те же самые действуют, просто у народа "фильтров" поболее.

"Если есть что сказать, а я Вам верю, что ей - есть, пусть услышит хоть десяток. Значит, уже не зря говорит."
Границы есть у любого дарования, безусловно. Но все же ее аудитория должна была быть гораздо шире, чем есть. Конечно, пусть хоть десять человек не спорю. Но она могла бы иметь бОльшие и резонанс и влияние в стране. И ограничивает тут не специфика и масштаб дара, а совершенно побочные вещи - отсутствие доступа к "широким массам" и нежелание пробивать себе дорогу локтями в борьбе за этот доступ.
А вы не слышали ее в концерте?

Reply

Соль и сор tagri February 1 2008, 05:27:47 UTC
Ну, хорошо, чёрт с ними, "эманациями почвы". Да, "совпал", уловил, актуализировал. И, безусловно, если речь о гении, предугадал, предчувствовал. Первый, кто приходит на ум - Блок.
"Толпа - как большое количество народа и народ - большое количество народа.". Нет, "Федот да не тот". Вопрос не в совпадении количественном, а в качественном различии. Еще парочка парных свойств, чтобы не утомлять: созидание - разрушение, самостийность и ведомость, осознанность и бессознательность. Если сбегать на помощь к Ясперсу: субстанциональность и квалитативность с одной стороны и однородность и квантитативность -с другой.
На концертах не была.

Reply

Re: Соль и сор anonimnem February 1 2008, 05:49:59 UTC
ну разумеется, разница есть. Но мы ведь говорили в разрезе: петь для масс, и тут не стоит применять понятие "толпа" в классическом виде. Вот кто является слушателями Пугачевой, например: народ или толпа?

А терминами вы меня убили - больше половины мне незнакомы :)

Reply

Еще не вечер tagri February 1 2008, 22:15:25 UTC
"А терминами вы меня убили", - прошу прощения. Торопилась. Можно было на "Грядущего хама" сослаться. Не помню точно, но Мережковский, кажется, говорил о толпе. А Ясперс, кстати, о массах. Нет, в общем-то, разницы. "Человек-масса" - это реальность, как и культура, которую он (мы:)) создает и потребляет. Творчество АБП, безусловно, феномен массовой культуры. Но. В Вашем комментарии было хорошее слово - фильтры. Время отфильтрует и расставить всё по своим местам. Возможно, и примадонна прорвется... в народные :)

Reply


Leave a comment

Up