Особняк В.Д.Носова

Apr 16, 2015 21:26

Посчастливилось мне побывать в особняке Носова


Этот дом - редчайший для Москвы образец деревянного модерна, в котором прослеживается влияние франко-бельгийского варианта стиля.












Хозяин особняка Василий Дмитриевич руководил семейным делом - Промышленно-торговым товариществом мануфактур братьев Носовых




Рос будущий предприниматель, как это было принято у купцов-мануфактурщиков с фабричными ребятишками. Играл вместе с ними в городки и бабки, ходил удить рыбу и ловить птиц, купаться, собирать грибы и ягоды. Ведь Введенская площадь в то время - это было почти загород. Любил играть в подвижные игры и эту любовь свою сохранил до старости. И в преклонном возрасте он мог, играя с внуками на даче у дочери в Гирееве, сделать колесо или прыгнуть чехардой (это когда несколько человек стоят, согнувшись на коленках, а он прыгает через них). Но со временем некоторое панибратство в отношениях с рабочими исчезло из его обращения, и он вел себя как хозяин с подчиненными. Фабрика-семья перестала существовать.




По утрам до конца своих дней, встав с постели, Василий Дмитриевич обливался двумя ведрами холодной воды. Очень любил охоту и рыбную ловлю. При этом его увлекал не только процесс охоты и рыбной ловли, но и результат. Он обязательно садился удить крупную рыбу, ездил на охоту в проверенные места. Он увлекался техникой. Когда появилась фотография, он увлекся и ею. Дарил внукам механические игрушки. Хорошо рисовал. Он часто сам делал рисунки для одеял, выпускаемых на его фабрике.


(по мнению экскурсовода, эта картина, авторство которой не установлено, могла быть написана самим Носовым, почему бы и нет)
Его фабрика была светлым, современным, хорошо оснащенным производством. Он любил ходить по фабрике и вникать во все процессы производства. Станки он любовно гладил, и терпеть не мог неопрятности в работе. Рабочие фабрики старика уважали. Он был последний в роде, кто как тогда было принято, разбирался в производстве. Его сын Василий уже был новым типом купца - финансиста.


Носовы славились своими пуховыми одеялами и платками, но основным их производством было изготовление кустарных кавказских сукон, из которых на Кавказе шились многочисленные черкески и которые там продавались как местное производство.





Женат Василий Дмитриевич был на Клавдии Дмитриевне Жучковой.



У них родилось семеро детей: сын Василий и шесть дочек Екатерина, Варвара, Татьяна, Вера, Софья и Августа. Все девочки получили, как тогда принято было в купеческой среде, отличное домашнее образование. Только любимица родителей Верочка, настояла на своем и ее отдали в гимназию, да не в частную, а в казенную 2-ю московскую женскую гимназию.


Василий Дмитриевич с дочками: Вера, Августа, Татьяна, Варвара, Екатерина, Софья.
Когда младшенькой Августе исполнилось 4 года Клавдия Дмитриевна неожиданно сошла с ума и скоропостижно скончалась и дом сразу осиротел.
Василий Дмитриевич стал замкнутым и еще более немногословным. Второй раз В.Д. Носов не женился, а стал сам заниматься воспитанием детей.


Хозяйством занимались старшие дочери, «престол» этот был сменный, так как они выходили замуж и передавали его остающимся в отчем доме младшим сестрам. Младшая Августа Васильевна так и осталась жить в этом доме с отцом незамужней."
А правой рукой их была преданная экономка Варвара Семеновна Лебедева. Она руководила штатом прислуги. Ей молодые мамаши Носовы привозили на побывку своих чад и она с удовольствием их нянчила. Она была очень любима в семье, не только самими Носовыми, но и их мужьями, которые очень любили придти к ней в комнату и поговорить.

Надо сказать, что почти все дочки Василия Дмитриевича огорчали его своим выбором. У московских купцов был своеобразный сословный кодекс, по которому, в частности купеческим дочкам не следовало выходить замуж за женихов не из своего сословия. Например, из дворян, а уж тем паче за титулованных. Надо было выбирать себе в мужья купцов.

Старшая дочка Екатерина Васильевна Носова вышла замуж за мелкопоместного дворянина Сергея Николаевича Силина.

Наибольшую семейную драму вызвало желание в 1894 г. третьей дочери Варвары Васильевны выйти замуж за князя Енгалычева. То, что происходило в семье в это время, лучше всего передает письмо Веры Носовой подруге: «Сестра полтора месяца проплакала, прежде чем ей позволили выйти за ее князя. А отчего? Именно оттого, что он - князь. Папа - купец, всякий гордится своим, и он не желал, чтобы его дочь выходила за князя».
Понадобился весь такт и обаяние князя Ивана Александровича, чтоб через пять лет старик Носов примерился с выбором дочери. Да и отец Ивана Александровича - старый князь Александр Ельпидифорович тоже был против брака своего сына на купецкой дочери, чтобы его не заподозрили в желании продать титул на деньги. Но через три года он уже любил свою молодую невестку так, что уехал от старшего сына из майоратного имения Студенец Тамбовской губернии к младшему сыну Ивану в купленное им для него в 1880 г. родовое имение Шеншиных (Фета) Новоселки Орловской губернии.

Одна любимая дочка Верочка не расстроила своим браком отца. Она вышла замуж за купца А.А. Бахрушина.



В 1902 году сын Василия Дмитриевича Носова Василий Васильевич, увидев на балу красавицу Евфимию, юную дочь умершего к тому времени Павла Михайловича Рябушинского, страстно влюбился и решил жениться. Она была одной из самых богатых невест Москвы. "Но выбор сына не вызвал восторгов у родителя. Шлейф скандала шел за купцами Рябушинскими в их среде.


Красивая, яркая, любящая нравится, энергичная и властная она, безусловно, очень контрастировала со своим немного флегматичным мужем. Еще более далека она была по характеру и солидному жизненному укладу от своего свекра. Она была для них слишком экстравагантной.После женитьбы единственного сына Василий Дмитриевич не пожелал оставаться в его семье. Он отдал ему старый дом (Малая Семеновская д. 1), разделил большой сад пополам и начал строить на своей половине сада новый дом (ул. Электрозаводская, 12, стр. 1).  И именно невестка порекомендовала ему архитектора Кекушева.

Отдавая дань своему пристрастию ко всему новому, дед избрал для своего нового жилища модный в то время стиль модерн и задумал свой дом со всеми последними достижениями комфорта - водяным отоплением, горячей и холодной водой из кранов и тому подобным.


Вместе с тем здание возводилось не из кирпича, а из дерева - это, по мнению деда, и ускоряло стройку, с которой он спешил, и имело свои преимущества для житья - более здоровый воздух в помещениях, сохранение тепла и т.д."

Особняк, возведенный Кекушевым в 1903 г. в стиле загородных дач с обширными террасами, фигурными козырьками и фигурными обрамлениями, отличается редким для Москвы применением использования декоративных приемов франко-бельгийского Ар Нуво в деревянном сооружении.

(говорят, сначала Носов склонялся к дому в стиле шале, что-то в таком роде)



Дом был разделен на две половины - мужскую и женскую.




Внизу жил сам Василий Дмитриевич и располагалась мужская прислуга - наверху барышня младшая дочка Августа и женская прислуга.








Прислуга в доме была вся солидная, жившая в семье долгие годы. Кучер Григорий помнил Василия Дмитриевича еще мальчиком, степенная горничная Матрена служила на фабрике еще до женитьбы старого хозяина, и смешливый заика лакей Василий."
Всем штатом прислуги управляла экономка Варвара Семеновна Лебедева. Уклад жизни в доме был русский степенный, но не купеческий. Самовар не стоял весь день на столе, здесь не потчевали до одурения, и не было послеобеденного сна. Опять же контора располагалась на фабрике, а не в доме.
Характерная фигура Варвары Семеновны являлась чем-то неотъемлемым от быта дедовского дома.
Вне своей комнаты она была степенна, выдержана и серьезна, как и все ее окружавшее. Такими же были и солидные сенбернары, важно расхаживающие по комнатам.

Дед почти никогда не устраивал пышных званных вечеров, зато на святках, на масленице, и в семейный табельные дни у него обязательно бывали семейные обеды. Присутствовали на них все дочери с мужьями, сын с женою и внуки с внучками, вышедшими из младенческого возраста.

На святки заботами моей младшей тетки сооружалась огромная елка и накупалась масса сладостей и подарков для всего молодого поколения.





Масленичная трапеза длилась часами, блины подавались на всякие вкусы: и тонкие, и пышные, и с ветчиной, и со снетками, и с яйцами. Лососина как то особенно промораживалась и изготовлялось носовское фирменное блюдо - маринованные рыбьи хрящи и еще какие-то своеобразные яства.



На столе рядом с водкой стояла обязательная старка и красное вино принятой дедом марки. Чай подавался уже не в официальной столовой, а в апартаментах моей тетки, наверху. Самовары были красной меди, именные и должны были сменяться молниеносно.

Наверху царили полная непринужденность и веселье."
Ю. А. Бахрушин. Воспоминания.
http://www.chitalnya.ru/work/795812/

моя Москва, модерн

Previous post Next post
Up