В Праге (в которой была два дня) самое сильное впечатление оставили
два культурных мероприятия - балет «Ромео и Джульетта» в национальном театре (на чешском мне очень нравится, как звучит: народный дивадло - narodny Divadlo- вместо слова «театр»).
Как же повезло, что в тот день, когда мы там оказались, шёл именно этот балет- полностью восстановленный по постановке Джона Кранко.
Для меня Джон Кранко стал открытием, когда попала в Мюнхене на его балет «Онегин», который он создал, подобрав музыку из написанного Чайковским.
Как прекрасна премьера «Ромео и Джульетты» в Пражском народном театре с великолепными декорациями, костюмами и, самое главное, хореографией! И под музыку Прокофьева, которая звучала так глубоко. Главную партию танцевала балерина с японским именем, а Ромео - с итальянским, но мы сидели высоко (слишком поздно спохватились, все билеты разобрали), не видели лиц, и получали ощущение красоты и свежести чувств. Вообще подход Кранко к балету - не только как к мастерству танца, но и как к интерпретации текста - очень трогает.
Радость выхода была еще ярче благодаря прекрасно одетой праздничной публике - дамы в изящных красивых платьях, многие мужчины в костюмах и рубашках с галстуками. Очень много молодежи, в отличие от немецких театров.
А второе открытие - это многогранный талант Альфонсо Мухи.
Посетили две выставки с его постерами, в том числе тех, благодаря которым он прославился - театральные афиши для Сары Бернар. Художник также создал много рекламных постеров, проектировал мебель и предметы искусства. Его творчество - воплощение сути Арт Нуво!
Художник многие годы работал в Париже, затем - в Америке, где искал спонсора для своей главной работы - «
Славянской эпопеи». Которую он создал, вернувшись на родину, в Чехию.
Вот это явилось для меня потрясением- как же так могло быть, что я никогда не слышала о грандиозном цикле монументальных работ по истории славян?!
Двадцать полотен, 8 на 6 метров, рассказывающих о прошлом разных славянских народов - прежде всего чехов, но также и сербов, болгар, поляков и русских!
И сейчас я о них только узнала, но не увидела, поскольку полотна находятся в замке города Моравский Крумлов (Moravsky Krumlov), где художник жил и работал последние годы. Ведётся тяжба между внуком художника и муниципальными властями Праги за то, где они должны выставляться. До 2026 года в Праге их не будет. Думаю, попробую съездить в Моравский Крумлов.
И вот ещё для меня открытие. «Обновлённая Россия», написано художником в 1922 году:
В Праге толпы туристов со всего мира. Видели большие группы с русскоговорящими гидами.
В городе чувствуется немецкое влияние в архитектуре, с добавлением местной эстетики.