Многие родители маленьких билингв, а также их родственники, начинают беспокоиться, почему те все ещё не начали говорить, хотя им «уже» полтора или «даже» два года. Многие малыши, которые растут в многоязычной среде, не строят сложных предложений до возраста 4-5 лет.
Нужно ли волноваться?
Вот у нас маленькому внуку, у которого папа говорит по-английски, а его мама -по-русски, год и четыре месяца, и моя мама переживает, почему же он ещё не произносит слова.
Хотя малыш иногда говорит «мама», он в основном только с удовольствием лепечет, объясняя на своём собственном языке и показывая пальчиком на предметы, о которых рассуждает: «Та-тА-та-та, та-та-тА». «Речь» у него льётся потоком, и при этом так разумно смотрит, особенно показывая на машины или подъёмные краны. Иногда даже кажется, что он задаёт вопросы или требует подтверждения своим утверждениям! Мы отвечаем ему, «подтверждая», что он прав: «Да, это очень большой грузовик, он везёт много ящиков. У него большие колёса.»
Исследования показывают (я здесь ссылаюсь на работу канадских авторов Werker1, Byers-Heinlein1 and Fennell, 2009), что у нормально развивающихся билингв нет проблем с речью, но «кривая развития» немного другая, чем у детей, растущих с одним языком.
Им ведь нужно научиться уверенно различать слышимое на двух языках- не только звуки и слова, а все устройство речи, включая структуру предложений, интонации, грамматические формы! Вот,что малыши должны научиться делать прежде, чем они смогут начать произносить первые слова:
1. Научиться различать звуки языков - какие звуки характерны для одного, какие для другого. Например, и в английском, и в русском есть звук «д», но произносится он по-разному. В русском язык как бы приставляется к зубам, а в английском кончик языка прикасается к бугоркам над зубами - альвеолам. И это только один звук!
2. Понять, что какое-то сочетание звуков - это название предмета, научиться его узнавать, когда произносят разные люди.
3. Попытаться самому произнести звуки, экспериментировать.
На это требуется время.
Сначала думали, что дети -билингвы смешивают языки и только постепенно формируют запас слов в каждом языке, но потом ученые пришли к выводу, что дети сразу запоминают названия предметов и действий в двух языках.
Детям, которые растут с тремя языками, ещё сложнее.
Как мы можем помочь детям быстрее заговорить (рекомендации на основе исследований учёных).
А) Показывать малышам на предмет, называя его. Простой совет, а из него следует, что нам следует чаще говорить слово «грузовик» отдельно, без других слов, чтобы малышу было понятнее.
Б) Смотреть на малыша, когда показываем картинки. Почему это важно? Потому что детям легче будет понять, как вы движете губами (где производятся звуки).
В) Придерживаться принятого решения и последовательно претворять его в жизнь - говорить с малышом на том языке, на котором вы решили.
Г) Объяснять картинки в книгах простым языком.
У меня вопрос к вам. А вообще нужно ли торопить ребёнка, чтобы он скорее заговорил?
Вот интересно, когда вы сами или ваши дети заговорили? Отразилось ли это потом на вашей/ их речи?