В воскресенье
прошла вторая встреча нашего домашнего исторического клуба для двух подростков и родителей, интересующихся историей России.
На этот раз обсуждали Крымскую Войну 1853-1856 годов. Много для себя узнала, послушав и почитав и на русском, и на английском.
Цель наших встреч - это дать возможность молодым людям поговорить на исторические темы по-русски, и задача совсем нетривиальная: школа на немецком, и обсуждать что-либо небытовое совсем не просто.
Конечно, заметно, как трудно им вначале формулировать мысли по-русски, но постепенно идёт улучшение.
Я нашла подробную информацию в книге Е. Тарле о войне (правда, устаревшую в определённом смысле), и конечно, интересно было посмотреть видео англичан.
В России про осаду Севастополя мы читаем в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, участника событий, а у англичан в целом очень много написано на эту тему, война у них изучена по документам того времени и воспоминаниям многих очевидцев.
В Англии именно в то время была развёрнута мощная пропагандистская кампания по поддержке войны, которую называли войной за независимость Турции. А в реальности все тогда хотели получить контроль над ослабевающей Османской империей.
Вопрос, который поднял один из ребят:
Почему в то время Англия была более технически продвинута, например, имела нарезные ружья и большое количество паровых судов, а у России ни того, ни другого почти не было?
Его ответ меня озадачил: это связано с менталитетом, Англия была нацелена на технический прогресс.
Почитала про Россию, и выяснилось, что на то время основным экспортным продуктом была пшеница, причём Россия славилась высококачественными сортами, а конкурентные цены обеспечивались практически полным отсутствием расходов на труд по выращиванию и сбору урожая. Крестьяне ведь принадлежали барину вместе с землей. В этом смысле у дворян не было никакой заинтересованности в каких-либо изменениях.
В конце концов после войны Россия встала постепенно на путь индустриализации.
Рада интересу подростков, которые специально к встрече подготовили презентации, хоть и небольшие. И для меня это возможность расширить свой кругозор: тоже готовлю слайды, в основном с вопросами для обсуждения.
А после дискуссии я кормила всех борщом, причём один из пареньков впервые его попробовал.