Вчера провели вторую встречу литературного клуба в зуму- с друзьями «посидели» в Зуме и на этот раз попробовали обсудить книгу Пелевина 2019 года «Искусство легких касаний».
Сама я не очень большой энтузиаст этого писателя, единственная его книга, которую смогла дочитать до конца и оценить за гениальное отражение эпохи девяностых - это «Дженерейшн Пи», но мне хотелось понять:
изменился ли стиль писателя за последние двадцать лет,
а также чем же все-таки он так цепляет и почему остаётся на гребне волны.
Ну и кроме того, если некоторые считают, что есть женское чтение, и относят Улицкую к этому типу, меня заинтересовал вопрос - есть ли мужское чтение и относится ли к нему Пелевин.
Книга «Искусство легких касаний» состоит из трёх повестей
и моя идея была ограничиться первой для тех, кто не сможет «продраться» дальше.
БОльшая часть первой повести «Иакинф» написана как рассказ о происшедшем с компанией приятелей в горах Кавказа, но также и как современный миф о древнем боге, требующем жертвоприношения. Часть наших читательниц решила ограничиться этим образцом прозы автора, объяснив, что им отвратителен стиль и вообще весь подход к изображению людей: в повести они схематичны и плоски, и в центре повествования не их поведение, мысли, поступки, а история, написанная непонятно в каких целях - то ли ужаснуть, то ли расшевелить недобрые чувства. Одна читательница отметила коммерческую подоплеку в мотивах написания этого произведения: можно пошагово проследить, как сделан расчёт на то, чтобы привлечь внимание публики.
Я восприняла первую повесть как начало квеста и попыталась отрешиться от того, что мне не понравилось. Уверилась, что необходимо прочитать следующие части, чтобы понять загаданное писателем, много лет увлекавшимся эзотерикой.
Вторая повесть никак не связана по содержанию с первой. Это как будто бы пересказ с комментариями и разбор длинного произведения некоего Голгофского, объясняющего свою теорию химер и гаргольей (водосточный жёлоб, оформленный в виде гротескного персонажа, на готических соборах и средневековых зданиях) на примере исторических событий и конкретно на деятельности некоего генерала, запускающего химеру в американское общество с целью сделать его похожим на советское времён застоя.
Впрочем лирический герой замечает, что «вышеперечисленных ватных мнений Голгофского мы не разделяем даже в шутку»...
В этой части у Пелевина много интересных и оригинальных мыслей, замечательных находок с игрой слов, но чтобы до них докопаться, приходится продираться через «тонну словесной руды», а скорее даже откровенного шлака.
Вот настоящая находка:
рынкомор - сразу понятно, что имеется в виду, правда? - в девяностые смертность превышала рождаемость на около миллиона в год, переход к рынку унёс много жизней.
В общем писатель, как и двадцать лет назад, отражает развитие событий в России и в мире, на этот раз с «геомистической» точки зрения.
«Ну в таком варианте изложения мы бы почитали», - сказали читательницы нашего клуба после того, как мой супруг стройно изложил содержание.
Третью повесть я начала, но после нескольких страниц отложила. Все же это напоминает поиск золота в канализационных люках, и непонятно, золото ли ты находишь.
В общем часть нашей группы пришла к выводу, что не понимает, зачем Пелевин так старательно приправляет свои интересные рассуждения гадостными описаниями и нецензурной лексикой. Впрочем, наш друг объяснил, что это для него лично не является фактором отторжения. Чисто в процентном соотношении книга понравилась одному мужчине и одной женщине, а нам с супругом показалась любопытной и будоражащей мысли.
Попытались найти интервью с писателем, но оказалось, он никогда не появляется на публике. Нашли документальный фильм о нем, выпущенный в 2012 году в честь его пятидесятилетия, довольно интересный, там о нем рассказывает главный редактор журнала «Знамя», где появился первый рассказ Пелевина. Писатель не появляется даже забрать награду и премию.
Прошу прощения, что так много.
А вам нравится Пелевин?