Уже больше недели прошло с тех пор, как посмотрели постановку чеховской «Чайки», которую привёз в Германию московский Театр на Таганке, а все нахожусь под впечатлением и от режиссуры, и от прекрасной игры актеров.
В январе получила в подарок на День Рождения билеты от друзей, и с нетерпением ждала: приезд московского театра в наш десятый по величине город Германии - это событие. Впервые сидела в первом ряду: мне всегда казалось, что неудобно так близко находиться к актерам, что волшебство может улетучиться, если встретишься глазами с героем пьесы на сцене, или увидишь что-то, что видеть зрителю не нужно.
Но все страхи оказались напрасны. С первого ряда можно было наслаждаться всеми деталями игры и переноситься в реальность пьесы. Актеры создали энергетическое поле, рядом с которым особенно хорошо чувствовалась атмосфера пьесы.
Высочайшее мастерство, настоящий театральное действо, которое трогает, заставляет переживать, задумываться - тот театр, о котором мечтаешь.
Что нового можно сказать в постановке известнейшей пьесы под номером 73458? Я люблю драматургию Чехова, и так получилось, что именно «Чайку» смотрела в самых разных вариантах: в Манчестере на круглой сцене в театре, похожем на лондонский Глобус; смотрела балет Ноймайера - пластическую драму,
тоже незабываемые впечатления, а в прошлом году посмотрела недавний американский фильм «Seagull» (2018) (кстати, рекомендую). Но какое счастье слышать пьесу на русском, и конечно, в таком тонком исполнении, когда каждая фраза становится значимой и запоминающейся.
Пьеса входит в школьную программу, и это неплохо, но по-моему невозможно оценить глубину, не имея определённого жизненного опыта. Хотя с другой ведь как-то мы понимали и восхищались пьесой, несмотря на молодость.
Актерам удалось передать все, что есть в пьесе: тончайшие оттенки внутренней трагедии, любовь и нелюбовь, драму соперничества.
О чем пьеса? В каждой постановке расставляются свои акценты, и здесь особенно сильно получилась роль Аркадиной, которую играла Ирина Апексимова. В её исполнении конфликт между недолюбленным сыном и обожаемым возлюбленным выведен так ярко, что нервы становятся натянутыми струнами - как и хотел драматург.
Чехов назвал свою пьесу комедией, хотя смешного в ней мало. И все же режиссёр Казлаускас попытался ввести комические элементы, изображая работников в имении подвыпившими недотепами, в их лице, как я это поняла, показан народ, который якобы требует господского присмотра и без водки никуда. Кстати, перечитала Чехова, а у него в пьесе этого совсем нет.
И, как мне кажется, дань моде- раздевание на сцене, без которого вполне можно обойтись, но, как я понимаю, по новым законам театральных жанров стало частым элементом постановок. В данном случае можно принять, действительно не шокирующе и органическая часть действия.
В общем бессмертная пьеса Чехова по-прежнему трогает до глубины души в постановке Московского Театра на Таганке.
К сожалению, наш огромный театр, который сняли на этот вечер, не был полон, думаю, связано с ценой билетов и недостаточностью информации о событии. В основном, конечно, пришла русскоязычная публика, немецкие субтитры можно было прочитать на экранах по сторонам от сцены.