Художественная правда фильмов-биографий - выискивание скелетов в шкафах

Nov 17, 2014 21:49

Меня давно занимает вопрос - влияет ли биография поэта или писателя на восприятие его творчества? И нужно ли вообще знать биографию? Помогает ли она понять и оценить литературные творения?

Этот вопрос ещё раз выплыл, когда смотрела "Зеркала" о Марине Цветаевой. Фильм показывает тяжелейшую судьбу поэтессы, осложнённую непростым характером и страшными историческими событиями. В чём-то это фильм-приговор ей как матери и жене. Но если вдуматься, то замечаешь, что все недостатки поэтессы выпячены и как будто показаны с большим удовольствием, а знаковые стихи не звучат совсем. Поэтому фильм меня расстроил, несмотря на хорошую актёрскую игру Виктории Исаковой. Это тот самый вариант, когда художественная правда заменяет и очерняет творчество.

А насколько объективна эта "правда"? Нашла чудеснейщий документальный фильм об Анастасии Цветаевой, снятый в 1989 году, в котором сестра поэтессы многое объясняет в её судьбе, особенно в отношении её младшей дочери. И вообще очень воодушевляет увидеть бодрую девяносто-трёхлетнюю женщину (даже и не скажешь - старушку), прошедшую лагеря, но полную оптимизма и любви к жизни. Она наизусть читает стихи своей сестры.  Вот ссылка, если будет время, рекомендую
https://www.youtube.com/watch?v=ACizWjNbKXg

И ещё в фильме не упоминаются три предсмертные записки, оставленные Цветаевой сыну, Асеевым и "эвакуированным" (можно найти в Википедии), по прочтении которых совсем по-другому трактуешь трагический конец поэтессы.

В таких фильмах, как "Зеркала" или даже, как мне кажется,  о Высоцком "Спасибо, что живой", режиссёры не ставят задачу рассказать о творчестве поэтов и приблизить их к нам. Они тщательно выискивают скелеты в шкафах и представляют их публике, играя на довольно примитивных инстинктах зрителей, слышавших большие имена.

А как вам кажется - помогает ли художественная правда таких фильмов понять творчество?

Фильмы, Творчество

Previous post Next post
Up