"При обычных раскопках археологи выбирают весь культурный слой, после чего на этом месте разрешается любое не противоречащее закону строительство. Так делают, например, в Новгороде. И там никто ничего не скрывает. Чего таить, если можно гордиться, что ты финансировал развитие науки? И даже те, кто поначалу матерится и на законодательство, и на зануд-археологов, после первой же берестяной грамоты или горшка со средневековыми монетами чувствуют прилив внезапной любви к истории отечества и регулярно фотографируются на фоне прославившей их канавы.
Но возможна (правда, очень редко) и другая ситуация, когда на месте вожделенного новостроя обнаруживается архитектурный памятник. Это значит, что строить здесь нельзя. Можно превратить это место в музей или законсервировать - вновь засыпать землей, сохранив находку для потомков и для будущей науки с ее, покуда неизвестными, но более точными методами.
При этом закон охраняет такой памятник с момента его обнаружения (а не постановки на учет).
Вот это и есть наш случай.
О том, что на месте будущего Охта-центра расположена шведская крепость XVII века Ниеншанц, известно давно. Но мы не станем обсуждать, каким образом территория с охраняемым подземным памятником была продана компании Газпром.
Считалось, что шведская крепость целиком разрушена. Сначала Петром, потом временем и наконец фундаментами "Петрозавода".
Археологи доказали, что памятник жив".
Подробнее.
via
romk