Альманах "Авторепост": Сергей Чеботарёв. Безумству храбрых поём мы песню

Dec 04, 2017 22:37



Надысь листал журнал "Юный техник" (сентябрь, 1991) и нашёл там статью про одного восемнадцатилетнего парнишку, который решил в одиночку на плоту переплыть Тихий океан. До этого он успел начудить (опять же, в одинаре) на Хамар-Дабане и на Камчатке. Впрочем, .

"...Когда экспедиционное судно «Вадим Попов» подошло к выходу из Авачинской губы и скалы Три Брата выстроились по ранжиру слева по борту, я поступил как все моряки, что отправляются отсюда в Тихий океан - бросил за борт монетку. Примета известная - значит, снова сюда вернешься.
   А вернулись мы на третий день. Только на борту стало одним человеком меньше. Как вы догадываетесь, Сергей Чеботарев остался на плоту, начав свой многотрудный путь к берегам Калифорнии.
   Журнал печатается несколько месяцев. Когда вы возьмете его в руки, Сергей будет далеко-далеко. Может, на подступах к заветной цели. А может... Не будем гадать. Скажем лишь, что сама мысль пересечь огромный океан на резиновом плотике могла прийти в голову мужественному человеку. Откуда у Сергея такое?
   Путешествие для Сергея отнюдь не первое. За его плечами два эксперимента, поражающие своей неординарностью. Однажды он сошел с поезда на станции Байкальск и отправился в сторону хребта Хамар-Дабан.
   Зачем ему это понадобилось? С такого вопроса и начался наш разговор.
   Да, понимаете, оказалось свободное время,- пояснил Чеботарев.- Вот и решил использовать его с максимальной пользой...
   «А как же занятия в школе?»- спросите вы. А Сергей последние годы в школу не ходил. Сдавал экстерном зачеты за четверть, а то и за полгода и занимался самостоятельно. Так учиться оказалось намного эффективнее. Сергей стал больше читать. Отнюдь не детективы или фантастику, которую, как выяснилось, не очень любит. В круг чтения старшеклассника входили научные и научно-популярные книги, даже статистические справочники.
   - Там неожиданно для себя узнал,- продолжал Сергей,- что за год в мире погибает около миллиона людей в так называемых экстремальных ситуациях.
   Поломалась машина в пустыне или степи, заблудился человек в лесу, оказался за бортом после кораблекрушения, несколько дней, и он гибнет. Почему? Ведь известно, без воды человек может прожить неделю, без пищи и того больше. И с холодом умелые люди справляются - даже спят на снегу и не простужаются.
   Конечно, стать умелым человеком не так-то просто: надо знать специальные рекомендации, тренироваться. А много ли охотников заранее готовить себя к блужданиям по лесам?
   - Я понял,- рассказывал Сергей,- что большинство рекомендаций составлено людьми, прошедшими определенную школу выживания, и их советы рассчитаны на таких же. Для обыкновенного человека они могут оказаться даже вредны.
   Взять, к примеру, задачу, как вести себя заблудившемуся в зимнем лесу. Вот что советуют знатоки: определить оптимальный маршрут и двигаться по направлению к жилью. А ближе к вечеру обустроить ночлег: наломать лапника, сложить из снежных кирпичей укрытие...
   - В районе Байкала снег оказался, словно песок, построить из него что-либо было невозможно. Но главная беда даже не в этом. После длительных напряжений у меня часто сводит мышцы судорогой. Так что совет двигаться, двигаться дотемна, а потом ночлег для меня не годился. Стал обдумывать, искать свои варианты. Решил, все надо делать в меру...
   Мысль проверить решение и заставила Сергея сойти на маленькой забайкальской станции. А сила забайкальских морозов всем известна. Выдержать их в течение двух недель жизни в лесу - уже испытание не для слабых.
   - Нет, никому не советовал бы повторять эксперимент просто так, из бахвальства,- говорит Сергей.- Закончится он скорее плачевно. К любому делу надо готовиться.
   Сам Чеботарев был подготовлен. Продумал все до мелочей. Запасся минимумом продуктов и медикаментов, без которых никак не обойтись. Убедил родителей. Наконец, раздобыл деньги на дорогу и снаряжение. Не занял, не выпросил у родителей, а заработал. И надо сказать, путь для этого выбрал тоже нетрадиционный: решил заняться изобретательством.
   - Когда он впервые зашел к нам, предложив купить рецепт универсального мыла, честно говоря, мы не поверили,- поделился воспоминаниями зам. директора малого предприятия "Полином" Валерий Иванович Стаховский, прилетевший из Павлодара проводить Сергея в его трудное путешествие.- Но Сергей убедил, спокойно разложив все по полочкам. Поняли, идея его весьма ценная. А осуществить довольно просто...
   Подробностей Стаховский нам не раскрыл - коммерческая тайна! Но закончил: новое мыло выгоднее обыкновенного раза в 3-4.
   Так нашло практическое применение давнее увлечение Сергея Чеботарева биохимией. Закрепило оно и сотрудничество с «Полиномом», ставшим одним из спонсоров. А Сергей уже думал о новом эксперименте.
   А состоялось оно оттого, что нашего героя постигла неудача в другом деле.
   - Поехал сдавать экзамены на биофак в МГУ,-рассказывает Сергей.- С профилирующими предметами проблем не было, а вот с сочинением... Словом, ошибок наделал столько, что даже тройку не поставили...
   Другой бы расстроился. Сергей... отправился на Камчатку.
   - Это ведь далеко! Как удалось все организовать?- поинтересовался я.
   - Провел переговоры с председателем Камчатского комитета Охраны природы В. И. Санталовым, заместителем председателя Камчатского отделения Советского фонда мира Т. И. Хохловой. Убедил в полезности затеи. В предприятие вложили деньги, дали необходимое оборудование и забросили вертолетом в район Камчатского залива...
   Жить Сергей собирался на спасательном надувном плоту, есть только то, что взял с собой,- хлеб и несколько банок килек в томате. Чтобы смоделировать морскую болезнь, решил испробовать ядовитых ягод... Но в эксперимент вмешался непредвиденный фактор - медведи.
   - Оказалось, побережье - их охотничий район. Почуяв во мне конкурента, они стали выживать. С одним косолапым дело чуть до драки не дошло, хорошо, что успел до плота добежать и схватить дюралевое весло. А тут еще сообщили, что в соседнем поселке медведицу подстрелили, и она ушла. Теперь будет мстить.
   Выходило, Чеботареву надо либо прекратить эксперимент, либо уходить в открытый океан. Он выбрал последнее. Но осуществить его оказалось непростым делом. Несколько раз плот выбрасывало на берег. Ремонтировал, снова пытался одолеть прибой. Удалось выйти лишь через несколько дней из соседней бухты. Плот понесло в открытый океан.
   Сергей предвидел такой вариант. Решил испробовать способ управления плотом с помощью плавучих якорей. Каждый такой якорь представляет собой небольшой парашют. Расправляясь в воде, он тормозит плот. А тент, натянутый на плоту, вполне заменяет паруса. С их помощью удается маневрировать и переменными галсами идти практически против ветра. Забегая вперед, скажу, при неблагоприятном ветре за пять суток Сергей одолел расстояние в 140 км.
   Решил наш Робинзон и другую проблему - пресной воды. Выручили школьные знания физики. Утром в результате конденсации на пологе образовывалась роса. Сергей собирал ее тряпкой, выжимал в кружку. И снова, в который раз, убедился, что рекомендациям надо доверяться с оглядкой на здравый смысл.
   На третий день плавания плотом заинтересовались касатки.
   - Признаться, я испугался,- рассказывал Сергей.- Хотя и знал из книг: не было ни одного случая, чтобы касатки напали на плот или лодку. Но это знаю я, а касатки?.. Одна из них то и дело подныривала под плот, словно хотела его опрокинуть. Что ее привлекало?.. Попытался взять себя в руки, стал думать. Наконец до меня дошло: касатки появились возле плота, когда я согласно рекомендациям при усилившемся волнении развернул его носом против ветра, поперек волны. Плот стал хлюпать, и этот звук, вероятно, напомнил касаткам беспорядочную работу ластами раненого животного. Рискнул поставить плот бортом к волне. Хлюпанье прекратилось, и касатки отстали. В конце концов все кончилось благополучно. На исходе пятых суток его обнаружили рыбаки и взяли на борт. Надвигался тайфун, и Сергей решил, что приключений с него достаточно.
   И вот теперь новый поход - через Тихий океан от побережья Камчатки к побережью Калифорнии. Из ошибок прошлого Сергей сделал полезные выводы. Плот ПСН-10 в значительной степени укреплен, модернизирован. На нем поставлены съемные дуги безопасности, чтобы мореплавателя чего доброго не пришлепнуло волной или грузом. Да и груза на сей раз много больше - одних памятных монет около 200 кг. Да прибавьте сюда вес кино- и фотооборудования, запас еды и воды...
   Запасся Сергей и радиомаяком системы «Сапсат-Коспас», чтобы в случае необходимости его можно было запеленговать и прийти на помощь. Есть и радиостанция... И все же риск велик. Плавание продлится, по самым скромным подсчетам, 4,5-5 месяцев, а на такой срок резиновый плот не рассчитан. Не поможет даже его модернизация, проведенная умелыми руками известного на Дальнем Востоке специалиста по спасательным средствам М. Т. Листратова.
   Сергей же погрузил на борт контейнер с запасным плотом. Будем надеяться, что все обойдется благополучно.
   Отказался Сергей и от специального герметичного спасательного костюма финского производства, а температура воды в день отплытия была лишь около 3°С. «У терпящих кораблекрушение вряд ли такие костюмы будут»,- мотивировал свое решение Чеботарев.
   Словом, поводов для беспокойства много. Но меня успокаивает, что Сергей ничего не делает зря. В этом и заключается главная стратегия его концепции выживания.
   ...На обратном пути мы снова проходили мимо Трех братьев. Покопавшись в кармане, нащупал значок «Юного техника». Размахнулся и кинул его в Тихий океан, в ту сторону, куда ушел плот Сергея. В надежде, что к рассказу об этом путешествии наш журнал еще вернется. После успешного завершения."

Ну и чем же закончилась тихоокеанская эпопея Сергея Чеботарёва? Посредством незатейливого гуглежа сразу же нашлась статья Я и Океан. Прерванный дневник в журнале "Вокруг света" от 1992 года. Там более подробно рассказано о стычках с медведями на Камчатке и встрече с касатками в океане. Показательным для меня явился эпизод, где Сергей пытался спасти тюленя в собственном плоту от зубов косатки.

путешествия, very special people, repost

Previous post Next post
Up