Сан-Паулу: детский утренник в православном приходе и ярмарка народов Восточной Европы

Apr 27, 2015 14:46

     Вчера у меня получился день, посвященный русскоязычному сообществу Сан-Паулу. Сначала детский утренник в новом православном приходе на Ипиранге, потом ярмарка народов Восточной Европы. Везде меня узнавали из-за созданного в фейсбуке в пятницу сообщества (пять раз повторился комичный диалог "Я недавно вернулась..." "А, так это вы Анна Смирнова?!").

Табличку, сообщающую о новой "русской церкви", я увидела еще когда следила за черепахами у Фернанды и гуляла вокруг. Она висела на закрытых воротах в парке Независимости. Тут же появилось объявление в фейсбуке об утреннике в церкви Московского Патриархата на Ипиранге. Мне сразу стало интересно. От друзей, посещавших санпаульские православные храмы еще в начала нулевых, я знала, что бразильские храмы относятся к Русской Православной Церкви Заграницей, что их священники учатся в Нью-Йорке, и даже что российская церковь посещать храмы заграничной не советует. В 2007 году в российских новостях повсюду написали, что обе церкви объединились и примирились, а что было дальше, я как-то пропустила. Беглая справка в интернете обрушила на меня прорву информации. Оказалось, что многие - а в Бразилии абсолютно все - с официальным решением Русской Православной Церкви Заграницей не согласились, выбрали своего митрополита и Московскому Патриархату не подчиняются. Поэтому на одних и тех же землях теперь есть и митрополит РПЦЗ, лояльный Московскому Патриархату, и митрополит Церкви Заграницей в расколе. А полгода назад Московский Патриархат открыл в Сан-Паулу свой собор, Благовещенский.


     Это та самая табличка, в этот раз ворота открыты:



Меня очень интересует теория конфликтов, особенно в приложении к русской культуре. Поэтому я попыталась разобраться - что именно произошло на нашей бразильской земле? Оказалось, что в день подписания акта об объединении обеих церквей 17 мая 2007 года один епископ, из Одессы, был несогласен. В последующие дни к нему присоединились несколько десятков клириков - вся Одесская епархия, многие приходы США и Латинской Америки, в частности все бразильские. Понятно, что именно несогласные с объединением считают себя истинными наследниками Русской Православной Церкви Заграницей - а те, кто подписали акт об объединении, объявили неподписавших ушедшими в раскол и лишили их сана. Церковь несогласных называется РПЦЗ(А), по имени епископа Агафангела. Московскому Патриархату они вменяют грехи сергианства и экуменизма. Знаете, что такое сергианство? Это грех... лояльности государству. По имени митрополита Сергия, который возглавил Московский Патриархат в советские времена. Интересно, что в 2014 году от РПЦЗ(А) откололось еще одно направление, из-за разногласий по конфликту на Украине (тут).

В общем, если смотреть с точки зрения РПЦЗ(А), Бразилия - это часть Южно-Американской Епархии Церкви Заграницей, управляемой митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Агафангелом. В Сан-Паулу ей принадлежат три храма: Свято-Николаевский собор в японском районе на Либердаде, церковь преп. Сергия Радонежского возле парка Ибирапуэры и Свято-Троицкий храм в русском сообществе на Вила Зелина (полный список тут). Историю митрополита Агафангела можно прочитать пусть даже и в википедии. Та же википедия рассказывает и историю епископа Сан-Паульского и Южно-Американского Григория. Теперь понятно, откуда это "запрещен в священнослужении вместе с (...), ушедшими в агафангеловский раскол".

А узнать точку зрения РПЦЗ канонической можно из весьма интересного интервью епископа Каракасского и Южно-Американского Иоанна. Правда, в Бразилии храмов канонической РПЦЗ нет, но в Аргентине есть. Говорит, это общий дух сопротивления, который царит в умах и душах людей в Латинской Америке. Только теперь я поняла смысл объявления, которое видела в русской церкви в Баден-Бадене... не помните, в октябрьском топике? Там была фотка с текстом "Клирик Германской Епарихии Диакон (...) запрещается в священнослужении (...) за своевольный уход из епархии и переход к другому, причем неканоническому, "архиерею"". Тогда мне это показалось смешно, а теперь вижу, что совсем нет.

Ну вот, все это я узнала, разыскивая историю появления в Сан-Паулу церкви Московского Патриархата. Но в первую очередь мне было просто интересно сходить на русский утренник и познакомиться с новыми людьми. Когда заходишь в ворота, сразу обращаешь внимания на каменную лестницу, но там наверху только пустырь и пальмы. Храм находится справа:



К храму поднимаешься по склону, вот таким он видится снизу. Как мне объяснили знакомые, раньше это была грекокатолическая церковь (что не означает "греческая", а означает - с византийским обрядом).



У храма растут огромные пальмы, кадра не хватит! Слева церковь, справа открыта дверь в помещение, где проходит праздник.



Заходишь внутрь из тропической жары и пальм - а там дети танцуют балет! Приехала школа русской балерины из маленького городка на берегу океана Прая Гранде (нравятся мне бразильские названия!, это просто означает "Большой Пляж").



После Волка и Красной Шапочки очень красиво танцевала с зонтиком темнокожая хрупкая девочка:



Встретила и старых знакомых, и много новых. Батюшка и матушка симпатичные, наготовили на всех риса с курицей и сварили компот. Решили организовать детскую группу для занятий русским языком. С одной из девочек мы разговорились: - А ты религиозная? - Нет, поэтому мне ничто не мешает зайти в одну церковь или другую, я ко всем хорошо отношусь.

Старые знакомые довезли меня с собой на такси до ярмарки народов Восточной Европы на Вила Альпина. Раньше это была жуткая окраина, а теперь в паре километров от этого места находится станция метро Vila Prudente (я когда-то жила на другом конце этой ветки и следила, как меняется название направления в противоположную сторону...). Там множество маленьких ларьков со всякой всячиной - и Болгария, и Чехия, и Белоруссия. Нашла ларек с квасом, квас уже кончился (при том, что стоил 6 реалов за стаканчик!), зато там висело веселое объявление:



Пирожки тоже уже кончились, зато продавщица узнала меня по фейсбуку и предложила недорогую комнату. А в самом дальнем уголке я нашла... не поверите... Свидетелей Иеговы! Здесь, в парке на окраине Сан-Паулу! По-русски говорила только женщина, она никогда не была в России - это харбинская эмиграция.



Обратно я шла два километра вдоль многополосной трассы под мостом, но в следующий раз нужно просто поехать на автобусе. Ярмарка ежемесячная, и на Вила Альпина до сих пор живет русская община.

Сан-Паулу, русское_в_Бразилии, русская_эмиграция

Previous post Next post
Up