Бразильский фонд продлил мне стипендию на работу во Франции еще на год. Запрос делается по интернету, ни одной бумажки и подписи, весь процесс электронный и легко отслеживаемый, все нужные документы прислали автоматически на мэйл. Все про все от запроса до ответа заняло две недели, даже как-то неинтересно было рассказывать.
Теперь начинается очередной квест с продлением французского вида на жительство. Вид на жительство продляют в префектуре, в руанской префектуре ничего не знают, приходите в другой день, на общих основаниях с другими иностранцами, назначайте прием... На сайте руанской префектуры даже специального списка документов для продления научной визы нет. Посмотрела на сайтах других префектур, где он есть. Оказалось, что теперь французы желают, чтобы им представляли перевод свидетельств о рождении и браке, выданных не раньше чем за три месяца до подачи документов. Свидетельство о рождении я должна запрашивать в Томске, о браке - в Сан-Паулу. Крокодилы!
В Томске за бумагой сходит мама, я оставляла ей доверенность. А в Сан-Паулу... в Сан-Паулу можно все запросить по интернету. Заходишь на сайт гражданских актов, заполняешь данные, ставишь адрес. Оплачиваешь тут же, банковской карточкой прямо на сайте. Мою французскую карту, правда, сайт не принял - но на ней и денег-то нет. Зато сразу прислал мне мэйл с номером моего запроса и ссылкой на страницу оплаты - в течение недели я могу попробовать еще раз, не заполняя все заново. А если почему-либо оплатить на сайте не получится, можно распечатать счет и оплатить его в банке. Закон об оцифровке документов вышел недавно, к концу 2014 года планируется оцифровать все, выданные с 1976 года. Горжусь!
А в России, оказывается, до сих пор пенсию разносят почтальоны. У моей мамы, например, счета в банке вовсе нет. Помню, как в 2000ом году девочки из санпаульской лаборатории ходили со мной к банкомату, показывали, как нужно делать, чтобы распечатать чеки... в бразильских агентствах на столиках рядом с банкоматами лежат обложки для чеков и скрепочки, делай все в своем ритме. Как же хорошо, что я знаю, что это есть! В бразильском банкомате можно даже подать декларацию об освобождении от налогов и сдать нелегальное оружие. Я по ним скучаю.
Каждый день, что я здесь хожу, я чувствую себя трехмерной картинкой с другого материка. У меня бразильская банковская карточка, бразильская медстраховка, карточка с постоянным видом на жительство лежит в верхнем ящике руанской тумбочки. Я в итоге во Франции надолго задержалась, но это только потому, что я знаю, что ТАМ у меня все хорошо. Еще год борьбы с ветряными мельницами я выдержу.