в аэромузее Рио-де-Жанейро

Mar 04, 2013 21:37

     Я не люблю Рио-де-Жанейро. Мне немного сложно различить, где там моя личная нелюбовь, а где предубеждение типичного жителя Сан-Паулу (СП и Рио смотрят друг на друга хуже, чем Москва и Питер). Ехать на автобусе шесть часов. В Рио я была три раза. В первый с русским мужем на конгрессе (десять лет назад Рио сразу поражал и запущенностью, и запахами в центре, и неустроенными грязными пляжами). Во второй с хором - нас пригласили сыграть наш спектакль, посвященный национальному радио Бразилии первой половины ХХ века, в той самой студии, где когда-то эти передачи проходили. В прямом эфире. На границе между штатами наш автобус задержал полицейский, придрался к какой-то мелочи и, услышав про прямой эфир, угрожал что не пропустит, если мы не заплатим пять тысяч реалов. В Рио после этого нам не понравилось абсолютно все. Третий был с русскими музыкантами, которые приехали ко мне в гости. Гости - это святое, они мечтали посмотреть на родину босса-новы, и в этот раз минимальный туристический набор мы выполнили. Нас дважды обманывали таксисты, пляжи по-прежнему неустроенные и грязные, но вид с Корковадо красивый, а в "ССС" хорошая самба.



В этот раз, вернувшись из Франции наполненной любовью к авиации, я скоро обнаружила, что первый в Бразилии аэроклуб был основан в Рио. Сейчас там в ангарах самый большой в Бразилии аэромузей. В часе езды от Рио, в горах, находится Петрополис - город бразильских императоров. Кроме императорского дворца, там еще находится и дом Сантоса Дюмона. Единственный, который он построил для себя сам. После биографии Дюмона и рассказов Фернанды, которая там уже была, я не могла не поехать. Да и верный признак хорошей поездки "задумал - и все в руку" заработал сразу - живущая в Рио jantima согласилась составить мне компанию. Когда тебя встречают на машине местные симпатичные люди, это уже совсем другое! А в последний момент у меня появилась и компания для ночного автобуса СП-Рио - одна русскоговорящая знакомая моих друзей из Нью-Йорка приехала в СП на несколько недель, и также соблазнилась идеей.

Знакомая выросла в Германии, и за шесть часов петляний по горам на пути к Рио я узнала много интересного. Например, что имеющим советский паспорт жителям ГДР все равно нужна была виза в Советский Союз. И паспорт был другого образца - для загранграждан. Что пенсии в Берлине маленькие, и работавший всю жизнь человек запросто может получать 900-1200 евро (меньше минимальной французской зарплаты).

- А что ты делала в день, когда открыли Стену?

- Да я об этом не знала, я готовилась к лекции...

jantima нас встретила, и мы сразу поехали в аэромузей. Как хорошо, когда все любят самолеты! Находится он у черта на рогах на окраине на Campo dos Afonsos, мы час ехали через фавелы. Без машины делать там нечего.

В музее много залов с экспозициями, и огромный ангар на 80 самолетов. Все настоящие, кроме копий первых в мире самолетов Сантоса Дюмона. Очень много старых моделей, довоенных и времен второй мировой. Что-то импортированное, многое бразильской сборки, часть местные.

Это копия первого в мире самолета "14-bis". В Бразилии это название знают практически все, копии его стоят в разных местах страны. И не только в музеях, но и на площадях. На площадях я его видела в Сан-Паулу и в Петрополисе.



Это второй самолет Дюмона, "Demoiselle". Эта копия была сделана в штате Парана, и она даже вылетела в 1973 году на аэрошоу! Дюмон сидел впереди внизу по крыльями, там видны педальки. Дюмон стал знаменитым и тем, что не патентовал свои изобретения и всем давал чертежи. После него таких самолетов сделали еще штук сорок.



А вот и бразильская карикатура на Дюмона, летающего на "Demoiselle":



И еще одна, цитирующая слова из бразильского хвалебного гимна Дюмону (старушка символизирует склонившуюся перед бразильским изобретением Европу):



И еще... здесь игра слов с бразильской пословицей "Santo em casa não faz milagres" ("Святой дома не делает чудес"). Сантос - фамилия, производная от слова "Святой". Соответственно, здесь иллюстрируется большое бразильское беспокойство начала прошлого века. "Почему Сантос не летает на своей родной земле?"



Автобиографические книги Дюмона. Ту,  что справа - "O que eu vi..." - он написал в Петрополисе. Издание 1918 года, Сан-Паулу.



Фотография первого в мире аэроангара, который Дюмон построил в парижском пригороде Saint-Cloud. Ангара там давно уже нет, зато есть памятник Сантосу Дюмону, расплавленный немцами и восстановленный бразильцами после войны.



Самолет "Caudron G-3", французский, времен Первой Мировой. На таком впервые перелетели Анды в 1921 году и сделали первую мертвую петлю. В Бразилии он стал знаменит первым перелетом Сан-Паулу-Рио, сделанным женщиной-пилотом Anésia Pinheiro Machado в 1922ом.



А еще бразильцы изобрели первый в мире воздушный шар, в 1709 году. Это был священник "Padre Voador" Bartolomeu de Gusmão. Родился в Сантосе. Похоронен в Сан-Паулу, в соборе Се. В музее о нем отдельный зал. Вот тут иллюстрировано, как он объясняет свою идею королевской семье Португалии:



В музее очень много бразильских военных самолетов. На них нарисована довольно забавная символика (смотрите справа):



Это символ бразильских военновоздушных сил во время кампании в Италии во Вторую Мировую. Грозный страус и боевой клич. Страуса выбрали, потому что по бразильским верованиям он ест все и имеет железный желудок. А на американском пайке бразильские пилоты чувствовали себя из рук вон плохо.



Вот еще один военный симпатяга, "Xavante". Первый собранный в Бразилии самолет на реактивной тяге. На нем слева - присмотритесь - изображен мультяшный бульдог! И игральная карта, в этой символике я еще не разобралась.



Это "Bichinho" ("Зверек") - бразильский самолет для аэроакробатики. Спроектирован Политехнической Школой Сан-Паулу в 1938 году. Сделан из бразильского дерева!



Перед каждым самолетом стоит табличка с разъяснением. Внизу - отдельное пояснение для детей:



Это Muniz M-7, первый самолет Бразилии, выпущенный серийно тут же в Рио. С 1937 года по 1941 сделали 28 штук...



Это всем в Бразилии известный "CAP 4 Paulistinha", звезда аэроклубов 50х годов. Выпускался Компанией Аэронавтики Сан-Паулу.



Это один из самолетов бразильской легендарной аэроакробатической группы "Esquadrilha da Fumaça"¨:



Cнаружи ангара тоже стоят самолеты... этот со смешным утенком:



И я возле ангара, с самолетом и горами. Спасибо огромное jantima!



Уже в машине вспомнила, что я забыла посмотреть на сердце Сантоса Дюмона - оно хранится в посвященном ему зале. Что ж, в другой раз!

Бразилия, самолетик, путешествия

Previous post Next post
Up