Теплоход «Александр Грин» - о.Валаам

Oct 03, 2015 01:44














Москва - Углич - Горицы - Мандроги - о.Валаам - о.Коневец - Санкт-Петербург - Свирьстрой - о.Кижи - Петрозаводск - Мышкин - Москва

День пятый - 1/2.

Остров Валаам… Мечта… которая сбывается ранним солнечным утром. Радостно вдвойне.
Многие с вечера сетуют, что Ладожское озеро неспокойно, волны большие, ветра северные суровые - а ночью действительно были волны, падали стаканы, но на Валам мы дошли спокойно. Лайнеры и большие теплоходы швартуются в Никоновской бухте, от которой шесть километров до центральной усадьбы монастыря. Метеоры, рыбацкие суда, яхты и катера причаливают прямо под монастырем, в Монастырской бухте. Мостурфлот подсчитал количество туристов, посетивших этот остров - 101,5 тысяч человек каждый год, из них 62, 7 тысяч человек приходят на туристических теплоходах.

На острове Валаам сейчас размещаются природный парк «Валаамский архипелаг», Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (цен тральная усадьба, скиты, монастырские фермы и производства) и воинская часть ПВО, где проходят службу насельники Валаамского монастыря призывного возраста и призывники-добровольцы из Санкт-Петербурга. На острове живет и трудится около 2000 человек в летний сезон и человек 300-400 в зимний. Это насельники монастыря и служащие - 250 человек плюс волонтеры. Мы обратили внимание, что много приезжих строителей, в монастыре постоянно идут строительные и реставрационные работы. Паломническая и туристическая служба «Валаамскiй паломникъ» - в штате 20 чел, в сезон до 250 человек. Она подбирает для туристов места, время посещения, дает своих православных гидов. То есть весь туристический поток на острове управляется через монастырь. И это несмотря на то, что паломников среди речных туристов мало, в основном людей притягивает сам остров с его уникальной историей и природой.

Коренного населения на острове нет. Есть местные жители, то есть прописанные на Валааме, их осталось 120 чел., с детьми. Живут они в многоквартирных домах, под которые были переделаны бывшие монастырские постройки - Зимняя гостиница, Работный дом, Внешнее каре, а также в помещениях скитов, оставленные монахами в 1940 г. или на хуторах. Эти люди приезжали сюда работать по путевкам (научные сотрудники, экскурсоводы) до конца восьмидесятых годов, им давали жилые квартиры, среди них есть даже потомки тех самых инвалидов, которых помещали сюда, в первый в СССР дом инвалидов Великой Отечественной войны (по документам он называется «Валаамский дом инвалидов»).

С пристани на автобусах туристов доставляют на Центральную усадьбу монастыря. Там их ведут разными тропами в музей, потом в монастырь. Мы прошли сразу к Святым вратам, были остановлены суровым охранником в черных очках, но… как только нам выдали бейджики с надписью «Православная пресса» - отношение его к нам изменилось разительно, и мы оказались предоставлены самим себе и колокольне. И тут Алексей совершил подвиг, о котором его не предупредили. Дело в том, что высота колокольни Спасо-Преображенского монастыря 72,6 метра. На самом деле это не так заметно, сначала большая мраморная лестница в храм, от нее такая же почти на хоры, а уже потом через маленькую дверь длинные деревянные лестницы, с перилами, удобные… Устаешь, конечно, забираясь, но когда не знаешь, на какую высоту лезешь - проще. Зато какие красоты сверху. Особенно в яркий солнечный день. Тут просто смотреть и наслаждаться воздухом, просторами и чистотой неба.








































На хорах пусто, уборщица моет пол и недоверчиво осматривает меня, захожанку, оказавшуюся вдруг тут, у нее перед носом. - Я с Алексеем, - киваю я на своего мужа. И она умолкает. Вообще внешность для православных многое, Алексея вообще никто не спрашивал, почему он там оказался и фотографирует все, до чего дотянется взгляд.
Спасо-Преображенский собор огромен и очень светлый. Солнечные лучи дотягиваются до самых потаенных уголков, оставляя на полу зайчики от витражей. Меня лично поразили иконы старцев. И Валаамское песнопение, где ведут 2-3 певца. Говорят этой манере исполнения 600 лет. Здесь устраиваются музыкальные фестивали, крайний был в июле.

На Валааме много гостиниц на территории Центральной усадьбы и в скитах. Есть летняя монастырская, недавно отстроенная с роскошным павильоном снаружи (архитектор Андрей Анисимов) и прекрасным разноцветием. И внутри уютная. Гостиница «Святые врата», где живут женщины-волонтеры. Есть «Зимняя» - именно с ней связана головная боль монастыря и местных жителей, она постройки середины 19 века, безумно красивая и величественная снаружи, а внутри затхлость старых советских подъездов. Именно в этом здании, по большей части, и живут жители острова, а на одном из этажей гостиница. Здесь давно пора все перестроить, помыть, отремонтировать, провести нормальные коммуникации. Но… она «ничья». Юридический казус 90-х.

Кроме монастырских строений на острове ничего нет, при СССР не построили ни единого здания, кроме воинской казармы и пары магазинов летнего типа. В начале девяностых на один день на Валаам заезжал тогдашний президент России Борис Ельцин и отдал распоряжение о передаче монастырских зданий верующим, без юридически оформленного договора с каждым из местных жителей. А у местных жителей оставались ордера на квартиры, выданные в СССР, переоборудованные из бывших келий и хозяйственных помещений. Потом игумен получил право на использование монастырских помещений, а также в 2007 г. договоренность с правительством Республики Карелии о постепенном возвращении в собственность обители земель сельскохозяйственного назначения «по мере необходимости». И «необходимость» пухла и росла, помещения забирались и забирались, пока не добрались до Зимней гостиницы. Жителей было решено переселить в город Сортавала, на материк, причем многоквартирный дом вдали от трасс и работы, которую еще и найти нужно. А жители хотели и хотят оставаться островными. И пока с обоих сторон идут обращения, суды, крики о помощи… Работа на острове или в монастырских угодьях или свой бизнес на туристах - рыба, пирожки, прогулки на катере, грибы, ягоды. Единственный медицинский пункт, отделение ГИБДД, школа, в которой уже так мало учеников и … всё.

Говорят, что постепенно РПЦ хочет вернуть остров полностью под свой контроль, по примеру Европы, где монастыри под эгидой церкви. Но поток туристов сокращать не планируют - ведь эти миллионы рублей необходимы на строительство и поддержание монастыря, спонсоры, конечно, есть, причем государственного масштаба тоже, но ведь «все яйца в одну корзину не складывают». В июле патриарх Кирилл на заседании попечительского совета обители объявил, что на Валламе будет создан паломнический центр с музеем, выставочными залами, школой иконописи, крепким ремесленничеством и монастырскими производствами, в т.ч. мягких и твердых сортов сыра - моцареллы, рикотты, качотты и нового изобретенного ими сыра «Монастико». Монахи специально ездили учиться в Италию. Вообще у монахов много что есть, даже солнечные батареи они приспособились пользовать. На острове у всех мобильные телефоны и планшеты, работает сеть 4G.

Мы зашли в монастырский сад - тут и фруктовые столетние деревья и посаженные недавно, кусты ягод, грядки клубники, множество трав душистых, парники с огурцами-томатами… В этот день собирали смородину, делали запасы на зиму. Варенья, соусы, компоты. Монастырской кухне подвластно многое, вкуснейшие блюда получаются.

Дальше пошли теплой пыльной лесной дорогой на Игуменское кладбище… Самое значимое место острова. Здесь покоятся те, кто остров поднимал с колен после разного рода захватчиков. Мимо громыхают грузовики - внутри острова тоже стройки. Вокруг лес и поля. Засеяно много. Через небольшие ручьи проложены деревянные мостки. На Игуменском кладбище, помимо всех игуменов монастыря и иноков, могилы всех ушедших инвалидов, многие прожили и после войны долгую жизнь на острове. Таких могил около 200. Не все еще приведены в божеский вид, работы предстоит много. Она ведется постоянно. И стоит отдельный мемориал воинам-победителям, которые потом в силу обстоятельств оказались на святой земли и тут и остались навеки. За кладбищем ухаживают монастырские сотрудники и сами монахи.

Очень хотелось посмотреть форелевое хозяйство, но… это другой конец острова. Еще на Валааме готовят форель горячего и холодного копчения, малосольную форель, пекут с ней пироги. Но попробовать все это благолепие теперь уже только в следующий раз. Да и Валаамские скиты в этот раз посмотреть не удалось - просто не хватило времени, стоянка теплохода всего четыре часа, а нас еще в этот же день ждал остров Коневец.

Продолжение следует...

путешествия, впечатления, работа, мостурфлот

Previous post Next post
Up