Новый, летний, семестр начался для нашего класса с гастролей!
В прошлое воскресенье мы дружной гурьбой выехали в курортный городок Bad Boll, куда класс нашего педагога уже не в первый раз пригласили с концертом. Для многих из нас «гастроли» в Bad Boll случились впервые, поскольку последний подобный концерт отгремел ровно два года назад. С тех пор состав нашего класса, конечно, сильно изменился: каждый семестр в нем появлялись новые лица, а старые выпускались и разъезжались. Ровно два года назад я только-только приехала в Германию. Моя учеба только начиналась и, конечно, на концерт в Bad Boll я не попала. Зато в этот раз подобное событие уж точно не могло пройти мимо меня!
Нужно сказать, что «классные вечера» - для нас, вообще, явление чрезвычайно редкое. Как правило, педагоги по вокалу устраивают так называемый «Vortragsabend» (отчетный концерт класса) в лучшем случае раз в год. Иные не устраивают и вовсе. И это очень грустно, поскольку певцы оказываются предоставлены сами себе в плане организации концертной деятельности и приобретения сценического опыта. С другой стороны, может, это и не плохо, поскольку нас с самого начала ставят в условия, когда наш собственный прогресс и развитие карьеры зависит только от нас самих. Лично меня это очень дисциплинирует, тем более, что педагоги не то, что не препятствуют активной самостоятельной деятельности студентов вне консерватории, но даже всячески ее поощряют, допуская отсутствие на занятиях в случае репетиций или концертов. По меньшей мере, педагоги, с которыми мне доводится работать (это не только мой педагог по специальности) всегда готовы подстроить свое расписание, если я по какой-то причине не могу быть на индивидуальном занятии или же, напротив, нуждаюсь в дополнительном уроке для подготовки к концерту.
С моим педагогом по специальности мне повезло особенно! Отчетные концерты нашего класса - события исключительные! Случаются они, увы, только раз в год (на моей памяти это всегда середина ноября), но являют собой мероприятие воистину грандиозного масштаба. Пожалуй, только наши отчетные концерты стабильно проводятся в Большом зале консерватории. Обычно собрать большой зал - дело весьма сложное. Здесь, как правило, проходят либо концерты приглашенных
музыкантов, оркестровые или хоровые концерты, предполагающие большое акустическое пространство, либо масштабные музыкальные фестивали, вроде Hock-am-Turm. При этом далеко не каждое из названных мероприятий действительно собирает полный зал. Наши концерты всегда проходят при полном аншлаге. Еще бы! Ведь наш педагог ставит своей целью не только продемонстрировать вокальное мастерство своих студентов. Фрау Зоннтаг создает настоящий театр: она привлекает к сценической постановке режиссеров, которые тщательно прорабатывают каждый номер. А потому трехчасовой отчетный концерт - это настоящий калейдоскоп музыкально-сценических зарисовок, в котором известный и привычный оперный персонаж может на одну арию предстать в совершенно неожиданном образе.
Так, в ноябре прошлого года, моя героиня, кокетка Норина из оперы Доницетти «Дон Паскуале», была неожиданно для меня, и уж точно для всех зрителей, помещена режиссером на... ПЛЯЖ! Вместо привычных длинных платьев и корсетов, для гардероба Норины была отобрана короткая летняя юбка и топик, еле скрывающий пузо, а вместо пожелтевшего от времени исторического романа мне в руки был вручен журнал „Psychology“ с портретом Лео ди Каприо на обложке. Для тех, кто еще не имел радости лицезреть сие действо, им можно насладиться вот тут:
http://www.youtube.com/watch?v=0UKH4PQqxjI Концерт нашего класса в Bad Boll представлял собой повторение отчетного концерта ноября прошлого года. Проводился концерт в большом, просторном и благородном по-своему оформлению королевском торжественном зале курхауса. Историю здания, как и лечебного комплекса мы узнать, к сожалению, не успели. По приезде нас сразу ангажировали на репетицию. И все же нам удалось немного прогуляться по тропинкам курхауса, который скорее напоминал летнюю резиденцию какого-нибудь курфюрста, нежели лечебный комплекс.
Отработанную на отчетном концерте режиссуру пришлось существенным образом адаптировать условиям пространства. Это коснулось, главным образом, номеров, где режиссура предполагала сцены сидя или лежа. Сцена королевского зала была достаточно низкой, поэтому подобные сцены были бы попросту не видны зрителям. А потому от "пляжного" варианта Норины пришлось отказаться, представив зрителям с одной стороны более концертный, а с другой - и более традиционный вариант Норины.
Помимо самоуверенной кокетки Норины, мне предстояло спеть с одним из наших немногочисленных теноров дуэт Линды и Карло из оперы Доницетти «Линда из Шамуни». Здесь режиссуру адаптировать не пришлось, поскольку весь дуэт и так был задуман что называется «в полный рост». В этой сцене я появлялась на сцене в образе бедной крестьянской девушки, безнадежно влюбленной и не понимающей, отчего она не может быть вместе с любимым. Линда, в противовес Норине, проста и кротка, она растеряна, поскольку знает, что у любимого есть тайна, которую он не может ей доверить, но которая и есть причина их непониманий и разлук. Тенор Тьянжи в нашем классе всего полгода. Сам он родом из Китая. У нашего класса вообще широкая география: от Китая через Россию и Европу до Бразилии.
Концерт прошел блестяще и при огромном аншлаге. От публики исходило столько теплой энергетики, что хватило бы на пять таких концертов. До самого последнего номера (а концерт шел часа два с половиной!) в зале царило торжественное предвосхищение, что вот-вот будет еще что-то ТАКОЕ! Нескончаемые овации на финальном поклоне, на который добрейшая публика вызывала нас три раза. В общем, масса исключительно положительных впечатлений и самых ценных, особенно от того, что мы делаем что-то все вместе, как класс педагога! О нас написали приятнейшую рецензию, публиковать которую в оригинале, на немецком, наверное, будет не слишком интересным для читателя. Приведу некоторые выдержки с примерным переводом.
«Die Studentinnen und Studenten ihrer Gesangsklasse singen nicht nur allesamt sehr gut, sie spielen auch das, was der Text im Zusammenhang der Oper verlangt: eine kleine Nuance des Artikulierens, ein Augenaufschlag zur rechten Zeit, sie nutzen den Raum, sie greifen zum passenden Kostüm: Die meisten fühlen sich sichtlich wohl und füllen ihre Rolle aus, denn aus konzertierenden Musikerinnen erwachsen darstellende Musikerinnen, die ihre Rolle ausfüllen und genießen, besonders wenn das Publikum an diesem Abend im königlichen Festsaal nah dran ist und so anspornend natürlich reagiert.»
- Студенты и студентки вокального класса (Фрау Зоннтаг) не просто хорошо поют, они играют на сцене тот текст, которого требует контекст оперы: каждый маленький нюанс артикуляции, каждый взгляд - в свое время; они используют пространство и костюмы. Большинство чувствует себя определенно удобно и наполняет роль, так из концертирующих музыкантов вырастают музыкальные актеры, которые чувствуют роль и наслаждаются ею, особенно когда публика королевского торжественного зала так близка и реагирует столь естественно и воодушевляюще.
«Den gekonnten Wechsel von der spöttischen, distanzierten Leserin zu freien selbstsicheren Verführerin gelang Enni Gorbonosova in der Arie der Norina aus „Don Pasquale“ von Gaetano Donizetti; ebenso souverän schlüpfte sie dann in die gegenteilige Rolle als armes Bauernmädchen Linda in der gleichnamigen Oper von Donizetti.»
- Яркое перевоплощение из насмешливой, ироничной и дистанцированной читательницы в независимую и уверенную в себе обольстительницу удалось Энни Горбоносовой в арии Норины из «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти; столь же убедительно она потом вжилась в контрастную роль, представ на сцене в образе бедной крестьянской девушки Линды из одноименной оперы Доницетти.
Конечно, это невероятно здорово, когда у нас появляется возможность реализовывать какие-то проекты всем классом. В очередной раз убедилась, какой же замечательный у нас класс: все открытые и естественные, без оттенка заносчивости или превосходства, все болеют друг за друга, поддерживают, делятся своими впечатлениями от услышанного, радуются профессиональному росту коллег. У нас ведь почти нет возможности слышать друг друга, я имею в виду отмечать, кто как вырос в вокальном плане. Слышим друг друга раз в год, на подобном отчетном концерте, а дальше разлетаемся каждый кто куда. Бывает еще, застанешь предшествующего тебе студента, когда приходишь на урок: одного и того же, как правило, по расписанию. Послушаешь еще секунд 30 - минуту до своего урока, - вот, пожалуй, и все. Да что уж слышать - мы и видим-то друг друга не так часто! Хотя случается, собираемся вместе где-то посидеть. Да и то тоже редко: у всех свои планы, проекты, репетиции, концерты. Собрать всех вместе практически невозможно. Так что огромное спасибо, что Фрау Зоннтаг удается собирать нас вот на такие классные (во всех смыслах) концерты.
Кстати, в следующие выходные у нас еще один классный проект в Ройтлингене (городок в 30 км от Штутгарта): Шуберт-Гете-Концерт, «Между музыкой и литературой». Будем петь песни Шуберта, написанные на стихи Гете. Оооочень активно готовимся, ибо времени совсем мало.
Так что классные гастроли продолжаются! :))