Относительно недавно у замечательного френда Михаила Самохина aka
motopapa родилась идея провести некое социологическое обследование блогосферы, поговорить о современных тенденциях с несколькими блогерами, как топовыми, так и не очень. Идея эта вылилась в масштабное многоголосое интервью, в котором приняли участие такие юзеры, как
serg-azin,
fritzmorgen,
kukmor,
victorprofessor,
timon-timonich,
amonov,
semiurg, ваша покорная слуга и даже один Аноним. Всего нас набралось девять, как назгулов во "Властелине Колец" и Михаил метко обозвал нас - Девять Всадников Интернета.
Отвечали мы все на 10 вопросов о блогосфере здесь и сейчас. Вот они:
- История создания Вашего блога: мотивация, хронология, что Вам помогло?
- Какие социальные площадки (ВК, Фейсбук, ЖЖ, Твиттер) Вы выделяете, почему? Какова их роль в медийном пространстве, характеристики, особенности аудитории и контента?
- Как выстраивается комьюнити (сообщество) вокруг блога: последовательность, шаги, технология, особенности?
- В чем проявляется влияние блоггера и как Вы считаете правильным его использовать?
- Как Вы относитесь к профессиональному блоггерству?
- Должен ли блог быть самоокупаемым (прибыльным), или у него есть иные задачи? Какие?
- Какие параметры и формальные характеристики блога Вы считаете наиболее важными?
- Что бы Вы посоветовали бизнесмену, желающему организовать присутствие своего бизнеса в социальных сетях (шаги, действия, предостережения)?
- Есть ли у Вас редакционная политика (план публикаций, запретные темы)? Как Вы относитесь к освещению политических тем в блоге? Ваши рекомендации по контентной политике успешного блога: о чем, как, когда писать, каков примерный рейтинг тем, любезных блогосфере и гарантирующих высокую читаемость?
- Как Вы себе представляете развитие блогосферы в течение следующих десяти лет? Ваши собственные блоггерские планы на этот горизонт времени?
Вопросы грамотные и интересные, ответы на них тоже получились у всех респондентов интересными и разнообразными и сложились в своеобразный постосериал, которй можно посмотреть у Михаила в блоге по метке "
Всадники Апокали Интернета". Ну а я, дождавшиь "финальных титров" в исследовании, тащу к себе на память свою часть ответов, так что под катом ловите - интервью со мной.
КДПВ - я в процесе своей блогодеятельности на недавнем форуме KM Russia, пойманная в объектив чудесным фотографом Дарьей Каракуловой aka
hobot-belong - История создания Вашего блога: мотивация, хронология, что Вам помогло?
- В блогосфере я появилась практически случайно - зашла в 2005 году на сайт певицы Бучч (готовилась к интервью), ткнула на кнопочку "дневник" - меня выкинуло в ее ЖЖ, в котором одна из тем меня так зацепила, что захотелось оставить комментарий, а для этого требовалась регистрация. Я тогда лишь слышала мельком что-то о ЖЖ, потому зарегистрировалась, оставила коммент и написала первый традиционно глупый пост по типу "Ну вот теперь и у меня есть ЖЖ, зачем - не знаю..." Узнала я позже, когда втянулась в это ЖЖизнь - и начала там практически существовать в онлайне.
По десять записей в сутки, постоянное чтение френд-ленты, виртуальные друзья - это было первое погружение - тогда еще не в блоггинг, скорей в публичное дневниковедение. Я разделяю всё же эти два понятия.
Ну а в 2009 году - создав новый, совместный с мужем ЖЖ anni-sanni, я пришла именно к блоггингу - и стала в блогах не только общаться, но еще и работать (причем речь не только о заработке). Позже появился автономный блог
anni-sanni.com - он был создан во времена массовых жж-суспендов, как запасной плацдарм, но в итоге стал моим основным "местом проживания" в сети. И сейчас я разделяю блоги - в автономном поднимаются более глобальные темы, публикуются репортажи, интервью, какие-то подборки, рассказы о путешествиях... Ну а в ЖЖ я снова прежде всего общаюсь и веду дневник.
- Какие социальные площадки (ВК, Фейсбук, ЖЖ, Твиттер) Вы выделяете, почему? Какова их роль в медийном пространстве, характеристики, особенности аудитории и контента?
- ЖЖ - это прежде всего блогоплощадка. Также как и блогспот, так же как вордпресс и так далее. Ее уникальность прежде всего в популярности - автономному блогеру достичь уровня узнаваемости куда сложней, чем жж-юзеру. В ЖЖ контент генерится, а вот социальные сети - ВК, ФБ, ТВИ, да хоть одноклассники с моим миром - именно для того, чтобы этим созданным в блоге (на какой бы платформе он ни был) контентом делиться.
Это следующая ступень эволюциии после закладочных сайтов, популярных несколько лет назад. Я говорю сейчас не об основной функции соцсетей, а о них именно применительно к блоггингу и самопиару. Но опять же "работать" на тебя твой профиль может только, если ты достаточно активен в социальной сети и просто "автоматом набранные тысячи якобы друзей" ничего не дадут - мертвые души не ходят по ссылкам.
Мне из всех соцсетей ближе всего твиттер - это оперативное средство общения и обмена информацией. Я уже забыла, когда заходила в тви с компьютера, с мобильных же устройств - постоянно.
Что касается ролей в медийном пространстве:
- ВКонтакте - замена сайтам-агрегаторам приколов. Фишки.нет и башорг - но с лайками твоих друзей. С помощью ВК также хорошо организовывать и анонсировать мероприятия, презентовать мелкий торговый бизнес.
- Twitter - оперативная новостная лента с функцией чата. Если нужен мгновенный отклик, резонанс - нужно идти в твиттер. Поднять хештег в тренды (обсуждаемые темы дня в твиттере) - значит обеспечить внимание к факту, событию, проблеме. Именно с помощью хештега #КомсомольскВБеде дальневосточные блогеры привлекли внимание федеральных СМИ и чиновников к экологической обстановке в моем родном городе.
- Facebook считается более интеллектуальной площадкой, чем ВК, но это спорно. Сейчас его популярность поутихла, но это отличный инструмент для сбора мнений.
- Как выстраивается комьюнити (сообщество) вокруг блога: последовательность, шаги, технология, особенности?
- Свой круг читателей, друзей, единомышленников каждый блогер находит по-своему и зависит это сплочение вокруг одного медиаресурса от разных причин. Чаще всего - это общность интересов (из чего исходит совет по общению в профильных сообществах и поиску людей с блогами, чья тематика схожа с вашей). Иногда - люди тянутся, благодаря потрясающему языку, живому стилю ведения дневника. Вполне бытовые ЖЖ Катечкиной или Акеллы, истории Грубаса или Ракетчика - в каждом посте нечто новое и не связанное общей темой с предыдущми записми, но вот умеет автор подать даже самую обычную историю так, что ты в нее погружаешься.
Тут сложно что-либо посоветовать - это талант. Но его можно в себе отыскать. Если ваши друзья закатываются от смеха, когда вы делитесь своим неудачным днем или же ваши анекдоты и фразы почему-то "моментально уходят в народ" - это ваше.
Кроме того, объединяет людей конкретная цель - если дневник создан для разовой акции или же координации жизни какого-либо клуба и так далее.
Последний вариант - "найти свою фишку" и - что немаловажно, быть в этом первым. Первая проститутка в ЖЖ, первый милиционер в метро, первый автостопщик, даже первый копипастер - все они заняли свою нишу прочно и это (а также умение ярко и интересно подавать информацию, высовываясь из этой ниши во внешний мир) и обеспечило им популярность.
- В чем проявляется влияние блоггера и как Вы считаете правильным его использовать?
- Во всем том же, как и влияние любого другого публичного человека и более того - учитывая, что действия и слова блогера по причине интернет-специфики все фиксируются моментально и навсегда (кэш поисковых систем еще никто не отменял ;) уровень должной социальной ответственности за свои слова и поступки возрастает многократно. Как к этому относиться и как пользоваться своим авторитетом - как в оффлайне, так и в онлайне, каждый решает сам.
- Как Вы относитесь к профессиональному блоггерству?
- Более чем положительно и была бы рада сама заниматься блогом на более профессиональном уровне - а это значит и получать бОьшую материальную выгоду от него, конечно же, и действительно бОльшую, чем сейчас, узнаваемость. Это журналистика для самого себя и всех вокруг одновременно - мне это изначально близко.
- Должен ли блог быть самоокупаемым (прибыльным), или у него есть иные задачи? Какие?
- Блог (также как и блогер) в принципе никому и ничего не должен. Вопрос в том, что он сам хочет получать, отдавая время и силы своему блогу. Общение? Самовыражение? Связи? Материальную выгоду? В любом случае, затраченные усилия должны приносить удовлетворение. А от решения каких задач оно будет - дело каждого. Блог, позволяющий пристраивать бездомных кошек - не менее важная причина для траты времени, а блог для заработка конкретного человека - не менее благородная. Главное, чтобы к своей цели человек шел нормальными методами, ведь спам "во имя кошек" тоже может приносить вред.
- Какие параметры и формальные характеристики блога Вы считаете наиболее важными?
- Прежде всего посещаемость и комментируемость. Это реакция людей - живых, настоящих, на то, что делает блогер. Все остальные "пузомерки" - тиц, пейджранк, рейтинг яндекса или, с недавних пор, социальный капитал в ЖЖ - косвенно показывают тоже самое
.
Ну а что касается формальных характеристик - прежде всего это юзабилити. Если интересный блог неудобно читать - это огромный минус его создателю. И конечно, важно, чтобы разные характеристики блога не вступали друг с другом в конфликт. Человек, пишущий о театре и изъясняющийся на языке гопников - может стать забавным оксюмороном (и может быть, это будет его фишкой), но скорее всего он вызовет отторжение у читателей.
- Что бы Вы посоветовали бизнесмену, желающему организовать присутствие своего бизнеса в социальных сетях (шаги, действия, предостережения)?
- Прежде всего стоит определиться - будет ли вести блог компании (и/или обеспечивать активность в социальных сетях) приглашенный "варяг" - опытный блоггер, либо вы будете "растить бабу-ягу в своем коллективе". И в первом, и во втором случае есть плюсы, и минусы.
Опытный блогер знает основные механизмы сам, но он совершенно не в "теме" вашего бизнеса и будет входить в него достаточно долго. Если вы планируете долгосрочное сотрудничество с ним (не совсем корректный, но всё ж пример - podakuni и компания FujiFilm) и вам выгодней скорей продвинуться, а после уже просветить своего блогера, вместе с его читателями - в том, что касается тонкостей вашей работы, то можно использовать "человека со стороны", если же блогами готов заниматься какой-либо человек из компании (в идеале САМ директор - а не пресс-служба), нужно учесть, что раскрутка пойдет медленней, но зато - будет глубже "погружение в тему".
Идеальный вариант для бизнесмена - погрузиться в блоги самому (если позволяет время, но мы же говорим о том случае, когда компании не хватает чего-то? Оборота? Уровня узнаваемости и так далее? Значит директору стоит найти на это своё время) и потихоньку изучать эту сферу параллельно с ведением бизнеса. Отличные примеры в этом плане - бизнес-тренеры Александр Деревицкий и Алекс Левитас.
Основные ошибки - попытка говорить бравурным языком пресс-релизов, писать только "официальные" новости компании и вообще разводить формализм. Людям всегда интересно "заглянуть в замочную скважину": прочитать, что творится на планерках журнала, узнать, пьет ли директор пивзавода пиво собственного производства, сколько времени потратила на создание новой вышивки мастерица, подрабатывающая продажей хенд-мейда и так далее.
Вторая ошибка - игнорировать отклики. Блогосфера требует активного общения - и в том числе в комментариях. Это не СМИ, в привычном понимании. Это медиа нового формата, где людям не хочется "вести монолог с телевизором", им нужно, чтобы диктор, продолжая аналогию, им отвечал.
Ну а в остальном, советы бизнесмену ничем не будут отличаться от советов любому другому молодому блогеру - их в рунете великое множество и повторяться о важности кросспостинга, чтения своих френд-лент и картинок для привлечения внимания, думаю, не стоит.
- Есть ли у Вас редакционная политика (план публикаций, запретные темы)? Как Вы относитесь к освещению политических тем в блоге? Ваши рекомендации по контентной политике успешного блога: о чем, как, когда писать, каков примерный рейтинг тем, любезных блогосфере и гарантирующих высокую читаемость?
- Это даже не вопрос, это МОРЕ вопросов в одном ;) ну да начнем по порядку.
План публикаций у меня есть в виде файлика на рабочем столе с красноречивым названием НАДО! В нем записаны те темы, на которые я хочу порассуждать и те фоторепы, которые планирую выложить. Они там могут висеть месяцами - когда речь касается несобытийных постов. Событийку же я стараюсь отписывать в течение суток, иначе в ней нет смысла.
Запретные темы - не совсем верная формулировка. Есть запретная подача, какие-то неприемлемые для меня точки зрения или методы формулировки тем. К примеру, я не буду принципиально делать специальные классические "набросы на вентилятор" - провокационные посты, которые однозначно вызывают споры в комментариях и, как следствие, увеличивают посещаемость и комментируемость блога. Так вот - это именно я делать не буду, но эти темы - работают.это к вопросу примерного рейтинга тем, интересных блогосфере.
Темы, которые имеют больше шансов "выстрелить":
- национальные (классический хохлосрач, обсуждение лиц кавказской национальности, Курилы и Япония, Китай и его экспансия на ДВ, заграничные "женихи", к примеру)
- толерантно-спорные (лгбт-проблематика, чайлд-фри, догхантерство и так далее)
- основанные на классических противопоставлениях брендов (Nikon VS Canon, Apple VS Android и пр.)
- острые в конкретном регионе (На ДВ, например, это вопрос правого руля)
- в отдельный пункт я бы вынесла религиозные срачи всех мастей.
- ну и политику сложим тоже в отдельную "ветвь" и по ней поговорим особо чуть позже.
- бытовуха, близкая читателю (позволяющая сказать что-то из своего опыта, соотнести себя с автором блога - семейные проблемы, пробки, забавные ситуации, рабочие моменты)
Конечно, нарочитая провокация на любую из этих тем будет, как правило, видна сразу - и вместе с реакцией по "предмету обсуждения" автор будет автоматом обвинен в набросе. Если блогеру важен имидж, а не только цифры на счетчиках и это имидж не скандальный - то он не будет этого делать. С другой стороны, ярко написанный пост человека "в теме" по любому из вышеперечисленных или подобных - может стать хитом и пропиарить не только мнение и тему, но и самого топикстартера. Примером может служить пост Елены mirrowbeath Костюченко "Почему я иду на гей-парад" или же недавний пост про догхантеров у semiurg'а.
Есть еще лайфхак по поводу поднятия "читаемости" - обзорные посты с собственным мнением и/или дайджесты по популярным в конкретный день новостным информповодам. Я проводила даже на эту тему в ЖЖ несколько экспериментов. Кратко опишу их:
Открывается топ запросов яндекса по блогам за сегодняшний день - и пишется по абзацу мнения или собственного пересказа ситуации вокруг каждого события или понятия. Посещаемость прыгает моментально.
Отлично работают "анекдоты на злобу дня" - собранные быстро и вокруг обсуждаемой темы - повышают читаемость и цитируемость не намного, но бывает.
Что касается политики... У меня к ней отношение крайне сложное. В этом году я умудрилась и на митингах повыступать, и на выборах понаблюдать, и пару возмущенных постов наваять на эту тему. Но при этом - меня в последнее время в прямом смысле тошнит от политики и я себя позиционирую, как... Тапочки. В том плане, что "мы не правые, и не левые, потому что мы - тапочки". И сейчас вообще эта тема для меня стала табу (возможно, временным) в блогах.
В идеальном посте содержатся:
- информповод (знакомый читателю или о чем-то интересном читателю - принципиально новый)
- КДПВ (картинка для привлечения внмания)
- неординарная информация - которой нет в других постах на ту же тему
- собственное мнение
- вопрос читателю.
Рекомендации по контентной политике (не беру блоги с постами "Доброе утро!" И "Вот вам котег" - ограничивающиеся одно картинкой в посте - и это работает, кстати) в целом просты:
- Пишите либо в начале рабочего дня, либо незадолго до его конца (учитывая часовые пояса, федерально цепляющие темы - по Москве)
- Пишите кратко, но не коротко. Я сама писать так не умею, и это минус. Редкий блогер долетит до середины многобуквенного поста.
- Для статистики ЖЖ и попадания в топ в идеале надо постить в самом начале календарного часа, для остальных счетчиков это, насколько знаю, не принципиально.
- Разбавляйте свои посты. Либо мощный "идеальный пост" из абзаца выше должен быть разбавлен несколькими ниочёмными, либо такие посты должны выходить не часто - раз в два-три дня. Больше ТРЕХ постов на одну и ту же тему подряд (даже если это отчеты о путешествиях, если это не дневник экспедиции) людям читать скучно.
- Нарушайте правила. Все это верно - но это арифметика, а она может быть скучной. Будучи неординарным (и в глазах общественности получив этот имидж), блогер может забить на все правила - как то делает Тёма. Но если вы не Тёма, то тем же катом, к примеру, лучше пользоваться ;)
- Как Вы себе представляете развитие блогосферы в течение следующих десяти лет? Ваши собственные блоггерские планы на этот горизонт времени?
- Есть два варианта, на мой взгляд. В первом случае в "блогосферу" народ наиграется, тенденция "быть блогером - модно" уйдет и блоги останутся в руках тех, кому это просто нравится, как это было до нарастания популярности их. Сценарий возможный, но маловероятный
Вариант второй - блоги займут прочно свою нишу на рынке новых СМИ, будут развиваться в этом направлении, в связи с чем их включат и в закон о СМИ, и в другие подзаконные акты. Есть плюсы и есть минусы у этого сценария, но это нормально - как и в любой другой эволюции.
Что же касается меня лично - я бы очень хотела вывести свой блог на достаточно хороший уровень, как по узнаваемости, так и по окупаемости. В этом плане нужно совместить две сложносовместимые вещи - региональную актуальность (что дает известность в регионе) и универсальность поднимаемых тем (что уже делает направленность блога федеральной), как решать эту проблему - пока не знаю. Возможно, мне в этом поможет паралельное ведение более региональной автономки и не привязанного к геоположению ЖЖ.
Вот такое получилось интервью, ребята. Писала я ответ на вопросы дня три, старалась расскзать о том, что знаю по максимуму, надеюсь - это мне удалось. В комментах жду вопросов мне, уточнений, а также собственных рассуждений на заданные темы.