По мотивам Пинк Флойд

Nov 03, 2010 23:42

Говорить о том, кто кого и как учит, нужно не мне, не сейчас и не в формате поста в жж.
Тема поколения и тех, кто его делает - это не на один час времени и не на одну бутылку виски.
Тем не менее я знаю, что мне станет свободнее, если я запишу несколько оформившихся в моей голове за несколько лет мыслей.

***

Поскольку я никогда не смогла бы учить и тем более "учить учить", я могу только анализировать наблюдения. У нас была чертова туча предметов, хороших, плохих, безнадежных, сомнительных, захватывающих, притянутых за уши, ожидаемых, соленых, сладких, горьких, в крапинку и шотландскую клетку.
Но мне всегда очень горько, когда подавляющее большинство преподавателей  совершает самую главную и невыносимую ошибку.

Вот сидит перед ним аудитория, а он произносит утверждение, начинающееся с "Ну, вот вы же..."
Допустим, "... так ведь вы же ничего не делаете".
При этом на него смотрит дофига пар глаз, относительно которых это более чем верно, несколько тех, кто не может согласиться, и, наконец, чуть-чуть тех, кому это и вовсе обидно. Действительно не захочешь, блиать, делать ничего и никогда.

Чесать всех под одну гребенку - это восхитительная традиция русских учебных заведений, вот многие и не виноваты даже -  "дык а как" ему говорить, если его самого всегда так учили, ну?
На первых страницах нормального учебника по педагогике всегда есть фраза, смысл который сводится к мысли: всегда должен быть хоть какой-то индивидуальный подход, взгляд на суть человека, анализ его конкретный способностей.
А не "вы все в кедах".
Это ущербно, предсказуемо и таки просто очень неправильно. Студенты - это все-таки не масса. Там есть что вычленять.

Одновременно с этим никак нельзя не согласиться с тем, что если эту ситуацию довести до абсурда, то получится какое-то сюсюканье с каждым. Тонкость в том, что должен быть какой-то идеальный баланс. И я вот не знаю, наколько чутким нужно быть, чтобы чему-то научить. Надо ли безоговорочно и всегда зажечь человека желанием поедать горстями новую информацию (это как бы преподавательский долг? Личное дело каждого?) или нужно класть её только в подставленные ладони.

***

Тонкость номер два - это то, как надо организовывать диффузии в группе. Опять же - более чем сложно.

Скажем, что правильно? Обращать внимание ученика на то, что делают другие, чтобы он был в курсе.

Причем "посмотри, он сделал, а ты нет" на самом деле очень верный ход. Девяносто процентов  ответ на это, конечно, начнут гнуть пальцы веером, оттопыривать нижнюю губу и говорить, какой он особенный и что не надо его сравнивать. Но, каким бы праведным гневом не горели его глаза, неминуемо в нем включается азарт, желание показать да хоть самому себе, что он не хуже (если речь о самом факте: сделал - не сделал). И это невероятный стимул к работе.
Да и афоризм "я так долго объяснял, что сам понял" все-таки вечен. Пока растолковывал приятелю, самому все стало в разы яснее.

Что не правильно? Скатываться в дрянной вариант, когда "скажи товарищу вот это" превращается в нелепый и некомфортный цирк. Я на себе это испытываю довольно давно. Как только преподаватель понимает, что я способна эксплицитно, корректно выразить мысль (хотя я не думаю, что это безусловный показатель наличия мозгов), на меня периодически что-то странное изливают, не принимая хотя бы стороннего участия.
И это принимает вид идиотского "станцуй", "встань на стул и прочти стишок", "улыбнись, покажи ямочки". Обидно, когда не дают слова, но такая крайность тоже "не алё". Все начинает катиться по нисходящей.

***

Третий зыбкий момент, который не дает мне покоя: можно ли вообще говорить о понятии "хороший преподаватель"?
Вот были ли у вас такие? Само собой, были те, кто умел увлечь, кого слушал, открыв рот, кто впечатлял "свойскостью"/мудростью/оригинальностью, были незабываемые какие-то лекции и так далее.
Но вот смотришь на них, и рано или поздно их карты перед тобой раскрыты.
Ну, вот этот шутит, чтобы скрыть неуверенность и в доверие войти. Этот все время делает намеки, претендующие на остроумие, чтобы всех запутать и заинтересовать. Этот ведет себя величественно, чтобы "ни один лист не дрогнул". Этот швыряется строгими мерами, как гранатами, потому что не знает, как еще.
И у каждого приличное количество заплаток, которые тебе очевидны, которые тебе не по душе.

Терзает догадка: может, смысл преподавания как такового именно в этом? Не в методе, а вот в этих прорехах, которые ты восполняешь и как раз благодаря этому приобретаешь способность учиться?

***

Я знаю людей, которые возвращаются в свою школу, чтобы разговаривать с преподавателями. У меня такого никогда не было, школу очень не любила и даже из уважения к хорошим учителям не хочу её навещать.

Но вот университет меня осчастливил, например, очень многими "властителями юных умов":)

На вечернем дипломе у меня уже два года грамматику преподает совершенно восхитительная преподавательница. Когда я сижу у нее в аудитории, ловлю себя на мысли: может, идеальное преподавание - то, которого не замечаешь?..
Я вообще не могу разобрать по частям, как и что она дает. Получается - ничего особенного. И очень легко.
Но много, полезно, и как же замечательно!

Когда я закрыла сессию на переводчике прошлой весной, я в благодарность написала ей письмо - я вообще очень уважаю письма на бумаге, и это произвело на нее впечатление, на которое я и не рассчитывала.
И вот сегодня, когда я пыталась представить себе этого заветного "учителя от Бога", параллельно проводя чистку ящика, нашла емейл от нее, отправленный в ответ на то послание.
Я его оставлю здесь, чтобы читать. Не столько потому, что там обо мне хорошо, а скорее потому что именно благодаря таким вещам чувствуешь пресловутый отклик в чьей-то душе.

По крайней мере, я точно знаю, что есть masters, которым мне будет что сказать и после окончания.
Подозреваю, что больше ничего и не надо.

Каждый человек в череде твоих дней зачем-то. Он тебя чему-то учит.
Особенно если он не преподаватель
Дата: Sun, 02 May 2010 13:44:17 +0400
Анечка, огромное Вам спасибо за письмо и пирог. И то, и другое стало для меня большой и, в то же время, приятной неожиданностью. Остатки пирога я унесла домой и еще несколько раз с удовольствием пила чай, вспоминая Вас. Письмо произвело на меня неизгладимое впечатление. Конечно, я всегда стараюсь делать свою работу качественно, насколько это возможно, но очень часто наши студенты не считают нужным учиться, поэтому все усилия преподавателя тщетны. Но себя я уже не смогу изменить. Живя по принципу "людям надо помогать", продолжаю давать знания, даже если они этого не хотят :) Такие люди, как Вы, - всегда редкость. Честно признаюсь, встречая Вас раньше в коридорах университета или где-нибудь на улице, думала, что Вы учитесь на лингвистическом отделении, а почему??? сама не знаю :) даже смешно сейчас :) Наверное, просто ассоциативное мышление. Хотела бы Вам пожелать на будущее, чтобы Вы всегда оставались верной самой себе, не сворачивайте с выбранного пути, добивайтесь своих целей. Вы очень хорошая - яркая, добросовестная, ответственная, трудолюбивая, порядочная и список, я думаю, на этом не заканчивается. На нашем пути встречается столько indecent people, что легко скатиться вниз и стать одной из них. Никогда не уподобляйтесь им, будьте всегда самой собой, такой, какая Вы сейчас - красивая, умная и достойная уважения.

:) не люблю писать письма, даже по инету, но когда собираюсь это сделать, получается длинно и много :)
Сейчас просто не могла не ответить, потому что приятно :), а еще потому, что всегда испытавала к Вам чувство уважения и восхищения.

P.S. Контейнер из-под пирога верну :)

gotta muse, the universe of university, пережить ноябрь

Previous post Next post
Up