Рамонь: в гости к принцессе

May 02, 2015 23:44

Какие ассоциации возникают у вас со словом "принцесса"? Нежные муаровые платья, тянущиеся шлейфом; белые утончённые руки, не знающие труд; праздность времяпровождения на балах и избалованность? Многое из вышеперечисленного, на самом деле, можно оставить, добавив ещё пару-тройку штрихов разной степени прозрачности, но приплюсуем сюда недюжинное трудолюбие, предпринимательскую жилку, тонкий ум, личностную зрелость и умение преодолевать трудности. Возразите, что так не бывает? Оказывается, быть принцессой - это огромный труд. Жизнь Евгении Ольденбургской - яркое тому подтверждение.

Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Романова, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта (1 апреля) 1845, Санкт-Петербург - 4 мая 1925, Биарриц, Франция) - член Российского императорского дома (с титулом "Императорское высочество"). Её прабабушкой со стороны отца, была Мария Франсуаза-Жозефина (урождённая Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери), французская императрица, первая жена Наполеона I. Это о ней, тогда двенадцатилетней, Лев Николаевич Толстой писал: "Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и всё, что я слышал и слышу о ней, всё так подтверждает это впечатление…".

Президент Минералогического общества, почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служивших в частных и общественных учреждениях, "не могущим по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни", почётный член Общества вспомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны); почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году; попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла Община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы. Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Евгения Максимилиановна возглавила Порт-Артурский "Комитет по оказанию помощи раненым солдатам и увековечиванию памяти павших". За свою деятельность она была отмечена женским орденом "За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения". И это - далеко неполный перечень её заслуг.
В женщинах подобного склада принято искать изъяны: может быть она была нереализована как мать и жена? Евгения была супругой принца Александра Петровича Ольденбургского, русского генерала от инфантерии, генерала-адъютанта, сенатора, члена Государственного совета; до падения монархии в России - члена Императорского Дома. Его девизом было: "The right man on the right place", что в переводе означает: "Нужный человек в нужном месте". Его заслуги перед Отчеством ещё более выдающиеся, чем заслуги его жены. Два гения прожили в счастливом браке сорок три года, до момента кончины Евгении в 1925 году. От их брака родился единственный сын - Пётр.

А причём же тут Рамонь и принцесса Ольденбургская, наверняка спросите вы? С имением Рамонь, что недалеко от Воронежа, Евгению связывают долгие годы жизни. Здесь, вместе со своим мужем и сыном, принцесса жила с 1880-х годов вплоть до 1908 года, когда дворец перешёл в собственность сына Петра Александровича, и Евгения переехала на постоянное место жительства в Петербург. Имение же Рамонь, вместе с сахарным заводом, было жаловано её дядей, царём Александром II.
Сюда, в имение Рамонь, я и приглашаю вас сегодня на виртуальную экскурсию. Замок в Рамони - одна из лучших в России, и почти эталонная усадьба конца XIX - начала XX века. Весь ансамбль замка построен в псевдоготическом стиле, и его краснокирпичные постройки с башенками и стрельчатыми окнами стилизованы под английские поместья.




Перенесёмся в XIX век, когда хозяйкой здесь была принцесса Ольденбургская.
"1"


У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Женщина деловая, энергичная, широко образованная, в своём рамонском имении она развёрнула активную хозяйственную деятельность, перестроив его на капиталистический лад: построила свой дворец в староанглийском стиле, реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузионную систему, машинную паровую технику, открыла рафинадный цех, построила "паровую фабрику конфет и шоколада"; соединила железнодорожной веткой Рамонь со станцией Графская; путём покупки земли у соседей помещиков увеличила площадь имения с 3300 до 7000 десятин, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот; открыла конезавод, ковровые мастерские, содержала образцовую двухэтажную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров.
Кроме того, приняла на себя заботу о школах, больницах и бедных, открыв начальную школу и лечебницу.

Уникальная женщина. Уникальное имение. Говорят, что в замке Ольденбургских живут привидения... Даже если это так, то они, вероятно, чрезвычайно альтруистичны и не станут пугать посетителей попусту. Потому что всё здесь дышит человеколюбием... Без последнего возвести такое имение невозможно.

"2"



"3"



"4"



"5"



"6"



"7"



"8"



"9"



"10"



"11"



"12"



"13"



"14"



"15"



"16"



"17"



"18"



"19"



"20"



"21"



"22"



"23"



"24"


Фотографии сделаны во время экскурсии, организованной Липецким филиалом КПК "Семейный капитал".

При подготовке поста использовались следующие источники: 1, 2.

Подробнее о достопримечательностях Воронежской области - Блогерский путеводитель по Воронежской области.

путешествия, Рамонь, Воронежская область, усадьбы, архитектура XIX века

Previous post Next post
Up