Каждый ребенок, появляясь в этом мире, помимо базовых желаний есть, пить, дышать, спать несет в себе врожденный набор свойств, данный ему (но не обеспеченный развитием) при рождении. Помочь развить врожденные свойства, находящиеся в архитипичном (неразвитом) изначально состоянии у ребенка - задача родителей. Развитие заданных свойств происходит до пубертата включительно, после пубертата - реализация этих свойств, на том уровне, до какого они успели развиться. Что же происходит с детьми сиротами, оставшимися без родителей?
Важным условием для развития ребенка является ощущение защищенности и безопасности, создающее равновесие между внутренним и внешним. Если его нет, ребенок, стремясь сохранить целостность тела, действует архитипично, чтобы выжить во что бы то ни стало...
Ребенок с уретральным вектором сбегает из дома, собирая вокруг себя малолетних преступников, кожный - начинает воровать, анальный - от природы послушный, начинает упрямиться, затаивая глубокие обиды на всю жизнь - всё это тормозит или же совсем останавливает развитие, так как всё существо ребенка направлено на сохранение собственного тела.
При нормальном развитии при наступлении послепубертатного периода подросток сам становится способным взять на себя ответственность за свою жизнь, а реализуя ранее развитые им свойства социально полезным образом, получает чувство равновесия между внутренним и внешним.
Но как обстоит дело с брошенными детьми сиротами?
Понятно, что за их ощущение чувства защищенности ответственны воспитатели детских приютов, а так же на их плечах лежит развитие каждого ребенка сироты, что, при отношении к этим детям, как к чужим, является невыполнимой задачей.
Государство в больших размерах субсидирует дома для детей сирот, но это по факту не улучшает положение детей сирот, не меняет исход их судеб. Почему? Мало кто из окружения этих детей ставит целью помочь им развиться, адаптировать их к жизни и найти свое место, применение в обществе.
На сегодняшний день в детских домах дети сироты не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные с одной стороны к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни. А с
другой стороны, постоянно живя с ощущением, что они никому не интересны и не нужны, испытывая на себе потребительское отношение к ним взрослых, они не имеют базового, необходимого каждому ребенку чувства защищенности. Вместо развития и культурных ограничений они получают пример воровства, насилия, равнодушия окружающих, на всю жизнь запоминая, что каждый сам за себя.
Став взрослыми, они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь, реализовать свои таланты, оставшиеся неразвитыми. Они адаптируются так, как их научили - каждый сам за себя, выживает как умеет. Это ломает не только их жизнь, но и отражается на всем обществе. Дети сироты чувствуют свою ущербность и считают, что могут делать всё, что им захочется, в качестве компенсации за тяжелое детство. Большинство из них становятся алкоголиками, наркоманами, уходит в преступность.
Почему раньше не было таких проблем?
После гражданской войны было около 6 млн беспризорных детей, из которых вырастили элиту советского общества. Как? Какой была работа с детьми сиротами? Их научили консолидироваться, чувствовать коллектив, быть его частью, а значит, заботиться о нем. Им помогли развить их способности и привили адекватные ценности, приоритет целого над частным, научили выносить свои умения наружу.
Такие установки были комплиментарны и хорошо ложились на уретральный менталитет страны и такую же социальную формацию - в Советской России было уретральное общество, которое жило по принципу справедливости, где с каждого спрашивалось по возможности и каждому давалось по потребности.
Получая такое давление и воспитание ценностей, бывшие беспризорные дети - те, что добывали себе пищу лишь путем краж и грабежей, бывшие преступниками, постепенно изменялись, ощущая уже другой приоритет - где общее - первично, личное - вторично. Они ощущали консолидацию, а значит безопасность и защищенность.
Половина домов для детей сирот были детскими колониями, и их занимали дети с преступным прошлым, все без исключения, потому что не было у них тогда другого, не маргинального, варианта, чтобы выжить во чтобы то ни стало и сохранить целостность тела. Выходя из этих детских колоний, они становились героями труда, героями войны.
После перестройки, с приходом другой, кожной, эры с контрарными российскому менталитету ценностями, у всего общества изменились приоритеты с общего на частное. Индивидуализм и потребление стали во главу угла. Стремясь во что бы то ни стало наполнить прежде всего себя, свои потребности, мы вырастили в себе неприязнь, и наши дети воспитаны уже на иных ценностях. Увеличиваясь по нарастающей, не имея сдерживающих факторов, неприязнь способна разорвать общество.
К.Юнг говорил, что самые большие опасности кроются в человеческой голове и там же заложены самые большие возможности. И уже сегодня это очень важно понимать, уметь дифференцировать те бессознательные процессы, которые и руководят любым нашим поступком, определяет наши выборы. От того, насколько мы понимаем самих себя и людей вокруг, все механизмы происходящего в обществе, зависит и реализация, а значит и счастье, каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом.
Невозможно устроить свое личное счастье, игнорируя ближнего и процессы, происходящие в целом. С другой стороны, когда каждый человек, осознает свои желания, он перестает действовать рефлекторно, пытаясь добыть кусочек счастья за счет других. Он точно знает,
что ему дано от природы, и как воплотить для пользы социума то, что в нем так требует выхода и наполнения. Потому что самое большое возможное счастье человек получает в реализации себя наружу - в семье, в коллективе, в обществе.
Как частный пример того, что значит системное понимание особенностей и реализации человека, можно упомянуть
о развитой кожно-зрительной женщине (по терминологии СВП). Это прирожденная воспитательница, которая способна по-зрительному привить культуру, развить сострадание и по-кожному задать здоровый запрет и ограничение.
Системное понимание особенностей детей позволяет легко найти индивидуальный подход к каждому, максимально
развить творческий потенциал и избежать травмирующих ребенка влияний. Мы не можем делить детей на чужих и своих. Каждый ребенок может вырасти счастливым, стать здоровым членом общества. И это зависит от каждого из нас.
Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Рекомендовано к прочтению:
Дети Индиго