// Сразу скажу, что материальной выгоды заведование почти не приносит // Я в этом и не сомневаюсь. Я пятнадцать лет в системе образования и знаю, что к чему. Именно потому я и задал вопрос - а зачем тогда? Вы, кстати, так и не ответили. Если должность ничего, кроме проблем не приносит, то зачем такая должность? // иметь возможность отправить на хорошую конференцию студента или аспиранта, поощрять именно тех преподавателей, которые наиболее эффективны именно в преподавании и т.п. // Ну а кто - в этом, собственно, и заключался вопрос - будет решать, кто эффективен в преподавании, а кто нет? Какого студента посылать, а какого - нет? Вы? // Мне же не нужны дополнительные работники, количество часов и курсов на кафедре пусть будет фиксированным, я говорю о свободе перераспределения часов. // Вам может, не нужно - сейчас. А вот, допустим, некоему завкафедрой надо устроить на работу своего любимого племянника (или даже просто - своего любимого ученика). Он, имея возможность распоряжаться кадрами и финансами, а также решать «кто эффективен, а кто нет», быстро обеспечивает ему место. Один. А потом оказывается, что завкафедрой нужна вторая секретарша (лаборантка), потому что первая не успевает. Два. Ну и пошло, и поехало. Ваши слова «мне кажется, что коллективу как раз гораздо легче контролировать заведующего, чем ректора, потому что завкафедрой ближе» меня не убеждают. Например, на должности завкафедрой ИЗФ ФФ МГУ в свое время был профессор Зотов. У него на кафедре работали а) жена; б) младший сын (которого профессор, кстати, постоянно отправлял на «хорошие конференции» за рубеж; в) любовница. Коллективу кафедры было пофиг, а особо недовольных Зотов с кафедры выжил. Я работаю в системе образования 15 лет и наблюдал сходные ситуации десятки раз. У нас люди никогда не стеснялись действовать по принципу «все вокруг колхозное, все вокруг МОЕ». И это даже считалось и считается своеобразной доблестью. Так какие гарантии, что все это не будет воспроизводиться снова и снова, если передать власть от деканов на уровень завкафедрой? И почему не может стать даже хуже: ведь пока, грубо говоря, только администраторы уровня декана имеют возможность для злоупотреблений, их, злоупотреблений, (теоретически) должно быть меньше, чем в ситуации, когда злоупотреблять (теоретически) сможет большее число лиц?
// Сегодня в ситуации "пересечения" учебных планов, неожиданных болезней или увольнения сотрудников я оказываюсь совершенно беспомощной // Странные у вас в Пензе дела творятся. У нас подобного рода проблемы решаются с учебной частью и с деканатом за пару часов. А иногда заведующий вообще обходится собственными ресурсами. Впрочем, какая у вас в университете обязательная нагрузка преподавателя в часах?
// а главный смысл моего поста, конечно, в том, что большинство нынешних постановлений просто абсурдны, никак не связаны с интересами дела // Приведите, пожалуйста, конкретные примеры конкретных постановлений Минобра, которые мешают в работе лично Вам. Я, например, будучи завлабом, научным редактором ВАКовского журнала и преподавателем, трачу на бумажную работу время несоизмеримо меньшее, чем на работу со студентами и собственно научную работу. Я, можно сказать, эти минобровские постановления вообще не замечаю. Впрочем, конечно, может быть, у вас в Пензе какая-то особенно прискорбная ситуация, связанная со спецификой Вашего университета.
// По-моему, ВЫ несколько наивны в своей вере в объективность ВАК и других контролирующих органов // Ничуть нет. Скорее я уверен в отсутствии какой-то железной объективности на всех уровнях и не понимаю, поэтому, зачем менять шило на мыло. Вопрос, впрочем, не в этом, а в том, могут ли эти структуры (хотя бы теоретически) оценивать качество работы. Если могут, тогда, наверное, надо говорить не о том, что содержание никого не интересует, а о том, что имеются сомнения в том, что его оценивают надлежащим образом. Но Вы-то писали, что «содержание деятельности не учитывается почти никак, только масштаб».
Я в этом и не сомневаюсь. Я пятнадцать лет в системе образования и знаю, что к чему. Именно потому я и задал вопрос - а зачем тогда?
Вы, кстати, так и не ответили.
Если должность ничего, кроме проблем не приносит, то зачем такая должность?
// иметь возможность отправить на хорошую конференцию студента или аспиранта, поощрять именно тех преподавателей, которые наиболее эффективны именно в преподавании и т.п. //
Ну а кто - в этом, собственно, и заключался вопрос - будет решать, кто эффективен в преподавании, а кто нет? Какого студента посылать, а какого - нет? Вы?
// Мне же не нужны дополнительные работники, количество часов и курсов на кафедре пусть будет фиксированным, я говорю о свободе перераспределения часов. //
Вам может, не нужно - сейчас. А вот, допустим, некоему завкафедрой надо устроить на работу своего любимого племянника (или даже просто - своего любимого ученика). Он, имея возможность распоряжаться кадрами и финансами, а также решать «кто эффективен, а кто нет», быстро обеспечивает ему место. Один. А потом оказывается, что завкафедрой нужна вторая секретарша (лаборантка), потому что первая не успевает. Два. Ну и пошло, и поехало.
Ваши слова «мне кажется, что коллективу как раз гораздо легче контролировать заведующего, чем ректора, потому что завкафедрой ближе» меня не убеждают. Например, на должности завкафедрой ИЗФ ФФ МГУ в свое время был профессор Зотов. У него на кафедре работали а) жена; б) младший сын (которого профессор, кстати, постоянно отправлял на «хорошие конференции» за рубеж; в) любовница. Коллективу кафедры было пофиг, а особо недовольных Зотов с кафедры выжил. Я работаю в системе образования 15 лет и наблюдал сходные ситуации десятки раз. У нас люди никогда не стеснялись действовать по принципу «все вокруг колхозное, все вокруг МОЕ». И это даже считалось и считается своеобразной доблестью.
Так какие гарантии, что все это не будет воспроизводиться снова и снова, если передать власть от деканов на уровень завкафедрой?
И почему не может стать даже хуже: ведь пока, грубо говоря, только администраторы уровня декана имеют возможность для злоупотреблений, их, злоупотреблений, (теоретически) должно быть меньше, чем в ситуации, когда злоупотреблять (теоретически) сможет большее число лиц?
// Сегодня в ситуации "пересечения" учебных планов, неожиданных болезней или увольнения сотрудников я оказываюсь совершенно беспомощной //
Странные у вас в Пензе дела творятся. У нас подобного рода проблемы решаются с учебной частью и с деканатом за пару часов. А иногда заведующий вообще обходится собственными ресурсами. Впрочем, какая у вас в университете обязательная нагрузка преподавателя в часах?
// а главный смысл моего поста, конечно, в том, что большинство нынешних постановлений просто абсурдны, никак не связаны с интересами дела //
Приведите, пожалуйста, конкретные примеры конкретных постановлений Минобра, которые мешают в работе лично Вам. Я, например, будучи завлабом, научным редактором ВАКовского журнала и преподавателем, трачу на бумажную работу время несоизмеримо меньшее, чем на работу со студентами и собственно научную работу. Я, можно сказать, эти минобровские постановления вообще не замечаю. Впрочем, конечно, может быть, у вас в Пензе какая-то особенно прискорбная ситуация, связанная со спецификой Вашего университета.
// По-моему, ВЫ несколько наивны в своей вере в объективность ВАК и других контролирующих органов //
Ничуть нет. Скорее я уверен в отсутствии какой-то железной объективности на всех уровнях и не понимаю, поэтому, зачем менять шило на мыло. Вопрос, впрочем, не в этом, а в том, могут ли эти структуры (хотя бы теоретически) оценивать качество работы. Если могут, тогда, наверное, надо говорить не о том, что содержание никого не интересует, а о том, что имеются сомнения в том, что его оценивают надлежащим образом. Но Вы-то писали, что «содержание деятельности не учитывается почти никак, только масштаб».
Reply
Leave a comment