Смеясь над своим советским прошлым, бывшие советские граждане пели: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!» Пели с облегчением, де, пронесло. Эх! Как бы не так.
……………………………………………………………………………………………………...
Вчера у меня на столе появились очередные приказы. Они там обнаруживаются каждый день, порой совершенно мистическим образом. Вчера, например, никто не заметил, как бумаги оказались на моем столе. «Они просто появились», призналась моя помощница. Чаше всего бумаги приносят из деканата, время от времени лаборантка возвращается с кучкой очередных распоряжений, инструкций, приказов и образцов, которые нужны немедленно заполнить и сдать. Правила заполнения всегда непросты, их нужно уточнять по нескольким телефонам, но после 3-4 согласований, уточнений и консультаций процентов 80 справок, отчетов и прочего, изготовленного по «образцам», приходится переделывать. Если, в конце концов, в стране возникнет «напряженка с бумагой», не удивляйтесь. Взамен мы получим крайне «эффективное» образование. Ведь даже я при всем своем отвращении к бумаготворчеству постепенно научаюсь заполнять, докладывать, подсчитывать рейтинги и предоставлять сведения. Если при этом все меньше сил и энергии остается на занятия, то это, как я понимаю, не беда. Интересные и толковые занятия в отчет не вставишь, в рейтинге не учтешь, в сведениях не подсчитаешь. По чистой случайности их еще не догадались запретить. Для пущей эффективности.
Забавно, но в нынешней ситуации нельзя сделать даже того, что не противоречило бы логике (заявленной, по крайне мере) реформаторов, но при этом работало на дело. Перекладывая все больше ответственности за учебный процесс на кафедры, никто не собирается предоставлять заведующим соответствующую самостоятельность и свободу. Освобождают только от гарантий и прав. Распоряжаться финансовыми и кадровыми ресурсами ни в коем случае нельзя, грешно даже заикаться об этом. Основные функции заведующих по управлению кафедрой - это, по сути, постоянное принуждению сотрудников к выполнению указаний по составлению очередных бумаг - планов, программ, отчетов. Не хочешь принуждать, жалеешь людей, хочешь дать им спокойно работать, заниматься делом? Ок, горбаться сам, бланки-то будут поступать без перебоев.
Нельзя принять временного сотрудника, даже если на кафедре болеет несколько преподавателей, а остальные загружены. Нельзя сформировать нагрузку преподавателя только за счет заочного отделения. А это было бы очень удобно. Такая нагрузка устроила бы, например, преподавателя пенсионного или предпенсионного возраста, человека со слабым здоровьем, родителей с маленьким ребенком. И стаж, и профессиональная форма сохраняются, зарплата идет, и занятость эпизодическая. Другие сотрудники кафедры не нервничают из-за обрушивающихся несколько раз за семестр заочников, из-за которых расписание часто уплотняется неимоверно. Это хорошо для дела, но это запрещено.
Нельзя формировать нагрузку, исходя из логики читаемых курсов, только по часам или по нормативам «нагрузки преподавателей студентами». Нельзя учесть в рейтинге выступления в СМИ в качестве эксперта или электронные публикации, не учитывается и работа в проектах, по которым не заключен договор с вашим вузом. А ведь приглашение выступить в качестве эксперта в СМИ, публикации на Интернет-порталах или работа в качестве аналитика в разнообразных проектах - это не только доказательство вашей ценности как специалиста (для чего и придуман, вроде бы, рейтинг). В этом и прикладная ценность есть: такая активность преподавателя повышает престиж факультета и вуза, держит самого преподавателя в профессиональной форме, укрепляет связь образования и общества. Да, преподаватели в этом случае работает не непосредственно на рынок, но на создание информационного и экспертного пространства и - пусть и косвенно, - на престиж образования и академической среды. Но для чиновников это только слова.
А вот невежеству и халтуре предоставляется не свобода даже - раздолье. Нет ограничений по содержанию курсов в стандартах, только невнятные компетенции. Большинство показателей - количественные, а не качественные, содержание деятельности не учитывается почти никак, только масштаб. Чем меньше ты тратишь времени на статьи и прочие «рейтинговые» деяния, тем больше ты всего этого накатаешь, и у тебя «рейтинг поднимется до небес», как выразился однажды на одном из инструктажей вузовский руководитель. Привлекательная перспектива, правда?
Часто высказывается соображение, что реформа задумана для сокращения социальных расходов. Я с этим не согласна. Такой размах бюрократической активности никакого сокращения не допустит. Идея - не сократить расходы, а перераспределить их. Из социальной сферы, которая хотя бы гипотетически, то есть при адекватном управлении может стать двигателем общественного развития (все-таки формирует, создает главное - человеческий потенциал), в пользу бюрократии. То есть в сферу, чей полезный эффект заключается как раз в адекватном управлении, в создании организационных и правовых условиях эффективной работы управляемого объекта. При этом в задачи бюрократии входит сокращать расходы на саму себя в целях повышения своей общественной полезности. На наших просторах эта мысль звучит абсурдно, потому что она логична и основана на интересах дела. Все такие мысли и соображения сегодняшняя реформа социальной сферы отторгает. Мы живем в ситуации, когда все логичное выглядит безумием, а абсурд становится нормативом логики. Фантасмагория превращается в обыденность, а рационально организованные повседневность и работа кажутся утопией.
Рост бюрократических расходов сопровождается развалом сфер, которыми бюрократия распоряжается. Каждый этап развала обходится обществу в кругленькую сумму расходов на управленческий аппарат и организационные «инновации». Потом нужно тратиться на устранение «перегибов». Потом приходит очередь нового витка реформ, подрывающих еще работающие структуры. Спустя некоторое время нужно аккумулировать средства, чтобы устранять перегибы. А потом продолжать «реформы и «инновации», которые неминуемо приведут к новым разрушениям. Значит, будут снова нужны деньги, а потом… ……………………………………………………………………………………………………...
Да, мы пели, имея в виду уходящий «советский маразм»: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!» Тогда это было, конечно, бахвальством. Советский маразмик был отвратительно логичен, последователен и рационален. Не то, что сейчас. Хотя, погодите…Может быть, этой ироническую пародию подслушал какой-нибудь джин и принял за пожелание. Будьте осторожны с джинами, они, как и наши чиновники, не понимают юмора и иронии, они полностью игнорируют логику реальности. У них есть своя.