На пляже девочка-подросток с упоением читает, не откликаясь на призывы родителей пойти поплавать, поиграть в мяч, прогуляться по берегу. Она лежит в тени, приняв наиболее удобную для чтения позу, нисколько не заботясь о равномерности загара. Иногда она в голос, очень заразительно смеется, иногда отрывается от книжки, ненадолго задумываясь. Я подсмотрела название: «Тартарен из Тараскона» Альфонса Доде. Одна из любимейших книг моего детства, сейчас дети ее редко читают. И ее точно нет ни в каких списках «чтения на лето». Значит, девочка читает просто так. На пляже, во время заграничного отдыха с родителями! Ничего странного для времени моего детства, например, в этом нет. Но сейчас такие сценки, по-моему, редкость.
Но мне, признаться, надоели собственные сетования на тему «Молодежь сегодня не читает». Хорошо, не читают. Но, может быть, это очередной культурный виток, объективно обусловленный социально-экономическими и технологическими изменениями? Кирилл Мартынов однажды довольно интересно рассуждал на Russia.ru по поводу того, что компьютерные игры являются явлением культуры, выполняя определенные эстетические, социальные и развивающие функции. Он напомнил, что театр или жанр романа тоже первоначально рассматривались как несерьезные явления, не заслуживающие внимания образованных и просвещённых людей.
Может быть, появление новых форм познания мира потеснили чтение с доминирующих позиций, появились новые источники информации, новые объекты интеллектуального и художественного интереса, в большей степени отвечающие потребностям молодого поколения.
Оговорюсь: я говорю о бессистемном, запойном чтении из чистого интереса, о чтении, заполняющем значительную часть досуга и являющимся важнейшим фактором развития. Такое чтение - распространённое, обыденное явление моего детства и отрочества. В нашем классе читали все: отличники, двоечники, «ботаники» и разгильдяи. Патентованный двоечник и хулиган, мой сосед по парте и хороший приятель, например, прочитал всего Джека Лондона. Увы, по-моему, это не обеспечило ему успеха в жизни. Но как он рассказывал о своих любимых героях! Я увлеклась Лондоном, кстати, именно с его подачи. Один мой одноклассник прочитал всего Дюма, некоторые малоизвестные романы пересказывал на переменах близко к тексту. «Черный тюльпан», например.
В пятом классе мы все прочитали с подачи одного из моих одноклассников «Спартака» Джованьоли. И на уроках истории рассказывали о восстании рабов не по учебнику, а по книжке. Забавно, что мальчики лучше запоминали и излагали детали сражений, девочки больше сосредотачивались на любовной линии. Но все же от желающих отвечать на уроках про восстание Спартака не было отбоя.
В восьмом - девятом классе мы помешались на Стругацких. Передавали друг другу книги, обсуждали. Были и индивидуальные предпочтения, были любители классики. Моя подруга прочитала все пьесы Островского, друг читал запоем Достоевского, в том числе и не поощряемых в то время «Бесов».
Никто из моих одноклассников не стал выдающимся ученым, писателем, изобретателем. Спасителей человечества среди нас тоже не нашлось. Хороших людей и отличных профессионалов немало, но чудес нет.
И все-таки я думаю, что исчезновение запойного бессистемного чтения как массового социального явления обедняет культурную среду. Не хочу завывать уныло «надо больше читать!» Сегодня для наших детей это не убедительно. Они вполне резонно могут спросить: «А почему?» Почему компьютерные игры, фильмы, Интернет не могу выполнить те же функции, что и чтение? Мы же читали не по программе и не учебники. Да, художественная литература есть богатейший источник социального опыта. Глупо, конечно, ждать в реальной жизни «книжного» развития событий, надеяться на невероятные приключения и появление большого количества романтических героев. «Книги не имеют ничего общего с реальностью, «Гриффины» и «Южный парк» куда актуальней, чем твой «Овод» или Янки при каком-то там дворе» - заявляет мне мой младший сын. И все-таки художественная литература содержит очень ценный опыт, который как раз в повседневной жизни получить нельзя.
Но без этого «книжного» опыта жизнь получится не просто скучной и монотонной, но и организована будет плохо, на фоне рутины и бытовой тоски вы будете сталкиваться с неразрешимыми психологическими и этическими коллизиями. Моральные дилеммы, возможное развитие отношений и чувств, внутренние драмы, житейские коллизии и социальные трагедии, о которых мы узнаем в детстве и отрочестве в книгах, создают интеллектуальные и эмоциональные матрицы, помогающие в реальной жизни. Разумеется, театр и кино, Интернет и даже компьютерные игры выполняют функции консолидации, обобщения, художественного преобразования социального опыта. Но они подают его в готовом, осмысленном не вами виде, предлагают не только моральные и эстетические, но и визуальные, образные решения. При чтении же вы свободны, вашему воображению ничего не мешает, герои становятся вашими и только вашими, приобретенные знания - тоже. Вы ищете в книгах необходимые только вам ответы и - что гораздо важнее - книги позволяет вам сформулировать свои личные вопросы. Вопросы, на которые вы будете отвечать всю свою жизнь. Вопросы, которые и создают матрицу вашей судьбы.