Телемедицина как следующий этап развития здравоохранения

Dec 29, 2015 00:38




Пока мы пытаемся пережевать, проглотить и хоть как-то переварить реформу и оптимизацию отечественного здравоохранения, заодно пытаясь понять, что именно в нём меняется и к чему эти изменения приведут в будущем, реформаторы-оптимизаторы вовсе не собираются почивать на лаврах.

И не зря, наверно, каждый раз, приходя в поликлинику, судя по уменьшающемуся числу персонала и увеличивающемуся количеству терминалов и экранов, я предвижу, что еще несколько лет и в поликлинике врачей не будет, а пациентов будут ждать внизу еще больше терминалов и экранов, куда им предложат просто прикладывать палец и тут же сразу получать рецепт с каким-нибудь продвинутым препаратом от известной фармкомпании.

Или проведут по такой схеме:"боль справа" или "боль слева"- выбрать кнопку на тачскрине, "вверху" или "внизу" - выбрать кнопку, "острая" или "тупая", а потом уже приложить палец для определения температуры, давления, эмоционального состояния и пр.

И оказывается, я не так далека от истины, как хотелось бы. Ибо iHealth действительно подбирается к нам все ближе.

И вот так на сегодня выглядит дискуссия главных экторов в этой сфере:

"На Западе уже обсуждают 3D-печать человеческих органов, внедрение чипов в органы. А мы все про телемедицину  «врач-пациент». Будем ли мы продолжать обсуждение, где поставить запятую, или наконец примем рамочный закон?» - задает этот вопрос сенатор Совета Федерации Людмила Бокова, председатель Временной комиссии по развитию информационного общества, требуя при этом создания рамочного закона о телемедицине.




Бокова, которая волнуется, что мы опаздываем в печати органов и внедрении чипов.
Целевую модель телемедицины она видит в легализации  и осуществлении следующих направлений: дистанционное консультирование «врач-врач»; передача информации по каналам связи «описанным порядком»; разработка Минздравом требований к услуге «второе мнение»; дистанционный персональный мониторинг состояния здоровья пациентов посредством носимых устройств.

"Телемедицина - тот кейс, с которым мы уже опоздали на 5-7 лет. Будем тянуть - отстанем лет на десять. Давайте определим дедлайн внесения закона в Госдуму!» - поддерживает сенатора Александр Шепилов, секретарь Временной комиссии по развитию ИО.

Безапелляционные заявления об отставании на 5-10 лет - не более чем заявления.

"По сравнению со странами БРИКС, мы не отстаем. ФГБУ Минздрава проводят совещания с коллегами из Германии, Израиля. Но это инцидентно, а надо системно. Чтоб это было для пациента как на автобусе проехать», - считает Елена Бойко, директор Департамента ИТ и связи Минздрава России.

Тем не менее интерес к вопросу «подогрет» и самим Минздравом, и Советом Федерации настолько, что к проблемам законодательного поля и собственно развития телемедицины (ее часто методически ошибочно идентифицируют с информатизацией здравоохранения) подключаются представители разных сфер экономики.

Так, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подготовил предложения по идентификации телемедицинских услуг в правовом поле, договор и согласие на медицинское вмешательство в электронной форме.

«Медицинские услуги вне стен медучреждения  по закону могут быть оказаны только в условиях «Скорой помощи». Вопросы оказания телемедицинских услуг актуальны по направлению «врач-пациент», «средний медперсонал-пациент», - напоминает Искендер Нурбеков, заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам.

Институт развития интернета (ИРИ) включил главу «Телемедицина» в свои Предложения по формированию долгосрочной программы  развития российской части инфотелекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики.

Здесь под телемедициной понимаются «процессы оказания дистанционной медпомощи с применением возможностей сети интернет пациенту врачом, а в случае невозможности общения с ним - соответствующей интеллектуальной или роботизированной системой».

В дополнение к традиционным направлениям в понятие «телемедицина» включена возможность покупки лекарств в электронных аптеках, в т.ч. с применением электронных рецептов. ИРИ также предлагает разработать механизмы управления ресурсами в сети  интернет с целью поднятия рейтинга наиболее адекватных медресурсов в поисковых программах.

К перспективным направлениям дистанционной медицины Борис Пастухов из «Национальной медицинской компании» добавляет опыт США - так называемые киоски телемедицинской связи в аптечных сетях для консультирования покупателей.

Такие услуги, по мнению Пастухова, были бы востребованы на селе, а киоски могли бы располагаться не только в аптеках, но и в почтовых отделениях.

Чтобы обойти юридические препоны, врачи, работающие с мобильными приложениями, использует вместо термина «медицинская консультация» понятие «совет врача».

«70% обращений за такими советами - из регионов. Подобные формы работы могут быть актуальны и в неотложной помощи без выезда врача на дом. Кроме того, телемедицина снимает необходимость аренды оборудования и других затрат», - свидетельствует детский хирург Оганес Саруханян.

Юридическая легализация телемедицины - задачка более простая и локальная, чем создание системы интернет-здравоохранения (iHealth) и тем более перевод части деятельности оффлайн-отраслей  в Сеть.

Здесь наиболее продвинутыми называют транспорт, торговлю, образование и здравоохранение, сколь бы мы ни судили-рядили о его электронных пробуксовках.

"Сегодня 16% ВВП приходится на рынки, связанные с интернетом. С одной стороны, немало. С другой -  каков потенциал! В кризисный период, по данным ФРИИ, рынок интернет-проектов прибавляет 10% в год.Интернет будет отдельной самостоятельной отраслью. Без нас все отрасли не смогут пережить грядущую хай-тек-революцию», - обещает Герман Клименко, председатель совета ИРИ, создатель Liveinternet.

Можно поспорить. Но именно в интернет-среде совсем недавно родился сервис заказа такси, который перевернул рынок.Мы не успеем оглянуться, как будем обмениваться контактами врачей, принимающих не в традиционных клиниках, а в интернет-консультациях.

На этом статья "Телемедицина раздора" о спорах Минздрава и Совета Федерации заканчивается.

А мне в конце хотелось бы добавить к этой IT-браваде пару слов.

25 декабря я уезжала из Москвы. Мне нужно было заказать такси. И вспомнив, что я уже как-то это делала, я решила сделать заказ через упомянутый выше "сервис заказа такси, который перевернул рынок", то бишь через Яндекс-такси. Я сделала заказ на 23.45. Привыкнув, что такси обычно приезжает чуть раньше, я сначала удивлялась, что нет ни звонков, ни смсок.

В 23.45 я, так и не дождавшись ответа от пресловутого сервиса, просто вышла из дома и в течение 1 минуты поймала бомбилу на улице вдвое дешевле.

Ночью в 4.25 я получила смску от Яндекс-такси: "Извините, мы не сможем подать Вам машину к 23.45".

Хорошо, что это было просто такси и я не умирала и что телемедицина в стране еще не так развита, как хочет того молодая, здоровая и богатая сенатор Бокова.

Previous post Next post
Up